пятница, 10 августа 2012 г.

Открытие буддизма. Серия №8 Что такое духовная практика.


Ричард Гир


"Говорят Рим строился не за один день, можно также сказать, что и Просветление также достигается не за один день, но в результате каждодневных усилий. Другими словами – единственное, что продвигает нас по духовному пути будь то в развитии концентрации, любви, доброты или мудрости – это серьезная ежедневная практика.
Мы принимаем как данность, что спортсмены олимпийцы или профессиональные музыканты достигают совершенства в музыке или спорте посредством ежедневных тренировок. Почему же мы считаем, что это правило не распространяется на развитие самых важных качеств нашего сознания? Если мы хотим развить терпение, честность, нравственность и мудрость нужны целенаправленные усилия. В этом фильме мы узнаем о методах ежедневной практики во всех аспектах нашей жизни."


Мотивация




Буддийская монахиня Конни Миллер


"Что же такое Ежедневная практика? Что значит заниматься духовной практикой?
Если, как сказал Будда, мы действительно вращаемся в Самсаре, Колесе Бытия бессчетное число жизней, тогда, судя по тому, что мы до сих пор в Самсаре, нашей основной практикой были недобродетельные поступки и себялюбие. Для того, чтобы исправить эту ситуацию необходимо выработать новую привычку совершая добродетельные поступки и проявляя любовь к другим. Поэтому прежде, чем вы начнете слушать эти учения зародите в своем уме твердое намерение не только понять, что такое Ежедневная практика, но также применить ее в своей жизни. Как можно скорее выработать такой график Ежедневной практики, который бы позволил вам начать приносить пользу всем живым существам как можно быстрее."


Учителя




Достопочтимый Рибур Ринпоче


Рибур Ринпоче родился в Восточном Тибете в 1923 году, в возрасте 5 лет 13-й Далай-Лама признал в нем 6-ое воплощение ламы из монастыря Сероме. Он поступил в Сероме и в 24 года получил ученую степень геше. Он медитировал и преподавал Дхарму до 1959 года, затем свыше 20 лет жил в оккупированном Тибете, испытав все ужасы китайских репрессий. В 1980, получив разрешение вернуться к религии, помог построить новую ступу для Пабонки Ринпоче. Преподает в центрах США, Азии и Европы.

 "Какой должна быть моя практика в этой жизни? Как вкратце описать все те практики, которые мы осуществляем на пути к Просветлению? Это первый вопрос.

Мы должны применять Пять Сил и первая из них – Сила Намерения.
С самого утра вы должны взрастить в себе сильное намерение, твердую решимость. Это первое, что вы должны сделать утром как только проснетесь, как только откроете глаза. До того как вы приступите к делам сконцентрируйтесь на своем уме и зародите эту твердую решимость. Думайте так: «Сегодня я проснулся, я жив. В этой жизни у меня есть все благоприятные возможности, все свободы и условия необходимые для практики и движения по пути к Просветлению чтобы принести счастье всем живым существам. Поэтому насколько это возможно, на протяжении всего дня я буду стараться оберегать свой ум от пагубного влияния омрачений. Я не стану причинять вред ни единому живому существу и буду стараться как можно больше стараться помогать каждому из них».

Следующая сила – Сила Белого Семени.
Мы ставим перед собой цель достичь высшего Просветления чтобы принести пользу себе и всем живым существам, которые когда-то были нашими матерями. Ради достижения этой цели мы стараемся уделять практике как можно больше времени в течение дня чтобы очистить накопленный ранее негативный кармический потенциал. Мы также совершаем благие поступки чтобы накопить заслуги. Все это в совокупности называется Силой Белого Семени.
И что же является самым быстрым способом накопления заслуг без чрезмерных усилий? Сорадование. Сорадование – невероятная, весьма полезная практика. Она позволяет накопить огромные горы заслуг с помощью одной только мысли. Без изнурительных физических упражнений или практик сложных для исполнения. Сорадование благим деяниям совершенным другими людьми или вами самими – чрезвычайно действенный способ мгновенно накопить заслуги без особого напряжения. Радуйтесь своим собственным хорошим поступкам. Радуйтесь благим деяниям других. Радуйтесь добродетелям других людей. Радуйтесь добродетелям Бодхисатв, Будд и Учителей. Чем больше вы радуетесь добродетелям других существ, тем детальнее их обдумываете, тем больше заслуг вы накапливаете. Это очень хорошая практика. Если вы радуетесь пусть даже самому маленькому добродетельному поступку совершенному вами, тем самым вы очищаете себя от накопленной ранее неблагой кармы. Помимо этого существует много весьма действенных практик и методов – Простирания, обращение за Прибежищем, чтение текста практики раскаяния «Тунгшак», практики тридцати пяти Будд, медитация о Ваджаросатве или хотя бы начитывание его мантр и другое.

Третье – Сила Привычки.
Это означает, что вы должны постоянно приучать свой ум к практикам пути к Просветлению и в особенности к зарождению Бодхичитты, а также к посвящению заслуг, до тех пор, пока это не станет для вас совершенно естественным, ненасильственным движением мысли. Нужно постоянно возвращать свой ум к этим практикам. Этот образ мыслей и действий должен стать для вас таким привычным чтобы вы постоянно пребывали в памятовании о пути к Просветлению. Это что касается Силы Привычки.

Четвертое – Сила Отказа.
В целом она касается всех типов Омрачений. Постоянно помните о том что такое Омрачения, чем они пагубны для вас. Это поможет вам их победить. Но в первую очередь вы должны помнить о вреде эгоцентризма – желания счастья для себя одного. Сила Отказа здесь заключается в том, чтобы не допускать эгоистических мыслей насколько это возможно. В этом Сила Отказа.

Следующая Сила – Молитвы и Посвящения.
Перед тем как отправится спать примените эту последнюю силу. Вы прокручиваете назад весь свой прожитый день помня о том намерении с которого вы начинали утро. Итак, что же произошло сегодня? Накопил ли я какие-нибудь неблагие дела? Поддался ли я силе Омрачений? Совершил ли благие деяния? Сумел ли применить противоядия и преодолеть эгоцентризм и так далее? Вы должны быть очень искренны в своем анализе. Посмотри какую негативную Карму я накопил сегодня. Я совершил это, это и это. И вы формируете твердое намерение: «Завтра я не повторю подобной ошибки». Какие бы заслуги вы не накопили, вы вспоминаете их и испытываете радость. «Замечательно, хорошо, что я так поступил. Я сумел проявить истинные качества своего ума. Я сумел уменьшить Омрачения, я сумел совершить это, это и это благое деяние. Замечательно, завтра постараюсь сделать больше». Перед тем как отправитесь спать вы вспоминаете прожитый день. Это очень краткое объяснение буддийских практик. Того, как мы можем применять их в жизни на ежедневной основе. С утра и до позднего вечера. Такой образ действий мы называем Ежедневными практиками."

Тот, кто бдителен в смерти не умирает, тот кто беспечен при жизни уже мертв. – Будда Шакъямуни


Буддийская монахиня Сангье Кадро


Сангье Кадро американка по происхождению является монахиней тибетской традиции буддизма. Она признанный в мире учитель ФПМТ где преподает уже двадцать лет. А также автор бестселлера «Как медитировать, пробуждение доброго сердца».
 В ежедневной практике очень важную роль играет очищение. Ведь даже если у нас есть намерение помогать другим, не совершать неблагих, вредоносных деяний, не накапливать дурной Кармы и так далее, все же мы простые люди. У на свои недостатки, несовершенства и ограничения, так что мы вынуждены совершать ошибки. Выходить из себя, злиться, попадать в силки дурных мыслей, говорить дурные слова, совершать дурные поступки. И когда мы совершаем дурные поступки и создаем дурную Карму, мы можем исправить это прибегнув к очищению.  Очищение это практика, которую мы выполняем, чтобы избавиться от любой негативной Кармы которую мы создали в течение дня. В идеале мы должны выполнять ее каждый день, потому, что скорее всего мы каждый день создаем негативную Карму. Но можно также очищать негативные поступки совершенные ранее.
В целом  практика очищения состоит из четырех составляющих, четырех пунктов, которые мы называем Четырьмя Силами Противодействия.

Первая Сила – Раскаяние.
И Раскаяние это не просто чувство вины. Есть разница между чувством вины и раскаянием. Мы все знаем, что такое чувство вины, нам это знакомо. Это обычное явление в нашей культуре. Мне кажется в чувстве вины больше эмоций. Мы проникаемся всем ужасом совершенного нами поступка и думаем: «Я отвратительный человек».  Раскаяние же не столь эмоционально, оно скорее рационально, основано на размышлении. Раскаяние приходит от понимания Кармы. И эти действия накладывают отпечатки на наш ум и эти отпечатки остаются в потоке ума, а потом однажды в будущем, когда сходятся все причины и условия эти отпечатки проявляются и мы получаем тот или иной результат. Раскаяние, о котором здесь идет речь похоже на то чувство, которое мы бы испытали если бы по незнанию проглотили что-нибудь ядовитое.

Итак Первая Сила – Раскаяние, Вторая Сила – Прибежище.
Прибежище – это определенный настрой ума, который возникает, когда мы узнаем суть Учения Будды и преисполняемся уверенности. В нас возникает доверие к Будде и его Учениям. Мы соглашаемся с ними и желаем им следовать. Это самое общее объяснение того, что такое Прибежище говоря очень простыми словами. Если вы буддист, то применения Второй Силы означает обновление. Прибежище или чувство преданности Будде и его Учениям. Если вы не буддист тогда у вас могут быть иные объекты веры, которые вызывают у вас доверие или уверенность. Вы берете их в проводники и решаете следовать за ними, то есть вы наполняете новой силой свою решимость следовать объектам своей веры. Здесь можно также зародить или возродить в себе желание помогать всем живым существам, чувство сострадания и любви к другим. Желание не причинять им зла и стремление помогать им.

Третья из Четырех Сил называется Силой Применения Противоядия.
Вы совершаете позитивные благие дела чтобы нейтрализовать ту негативную Карму которую вы накопили совершая дурные дела. Можно совершать то, что традиционно считается благими деяниями, читать молитвы, начитывать мантры, медитировать о любви и сострадании или о других аспектах пути. Но можно также применить творческий подход в выборе тех благих дел которые бы компенсировали бы весь тот негатив который вы накопили. Например, если вы что-то украли или кого-то обманули вы можете пожертвовать какую-то сумму в благотворительную организацию или на благое дело. Одним словом мы должны сделать что-то позитивное, что-то благое если хотим нейтрализовать совершенные нами негативные поступки.

Четвертая Сила – Сила Твердой Решимости.
Мы зарождаем в своем уме твердую решимость не совершать подобного впредь. Это очень важно, потому, что если мы сделаем что-то плохое потом говорим «Простите», совершаем необходимое очищение, а затем повторяем тот же поступок снова, снова и снова, то это неразумно и бесполезно. В нас должно присутствовать хотя бы желание не повторять подобного. И если мы пока не можем полностью воздержаться от повторения совершенных проступков, то надо хотя бы сокращать их длительность или частоту, с которой они повторяются в нашей жизни. Учителя говорят, что если вы чувствуете, что в ваших силах недопустить повторение того или иного проступка, что вы в силах сдержать данное вами обещание – тогда дайте его. Если же эти проступки у вас в крови, их совершение дело привычки и вы не сможете сразу же их полностью прекратить, тогда дайте обещание на какой-нибудь обозримый период времени – воздерживаться от них пять минут, час, полдня. Ставьте для себя разумные цели достижимые для вас и старайтесь на протяжении этого временного отрезка сохранять осознавание и бдительность воздерживаясь от совершения этих проступков.

В тибетской традиции есть множество практик передаваемых как устно, так и письменно которые включают эти Четыре Силы.
Одна из наиболее популярных – практика Ваджарасатва.
Мы представляем здесь определенный образ Будды и затем применяем эти Четыре Силы.
Силу Раскаяния. Мы думаем о своих проступках и чувствуем сожаление. Мы обращаемся за Прибежищем и зарождаем желание приносить пользу другим. Затем мы применяем противоядие читая мантры связанные с Ваджаросатвой. Есть длинная стослоговая и очень простая короткая. Ом Баджасатва Хум. Мы читаем эту мантру и она особенно эффективна для очищения той негативной кармы которую мы накопили. Затем, в конце практики мы добиваемся твердой решимости воздержаться от повторения того же проступка.

Еще один метод – Тридцать Пять Будд.
Вот у нас эта танка Тридцать Пять Будд. В этой практике мы тоже сперва размышляем о тех проступках которые мы хотим очистить, испытываем раскаяние, а затем обращаемся за Прибежищем к тридцати пяти Буддам и читаем их имена. Мы читаем их имена и по возможности совершаем простирания перед ними, кланяемся им и это Третья Сила – Сила Применения Противоядия. Это считается очень мощным благим деянием чтение имен Будд и совершение перед ними Простираний. Затем мы прочитываем молитву раскаяния во всех неблагих делах которые мы совершили и в конце зарождаем твердое намерение их не повторять.
Хорошо если мы можем совершать очистительные практики каждый вечер, ведь скорее всего в течение дня мы непременно совершали что-либо негативное и если мы не проведем очищение, то тогда карма имеет свойство преумножаться. Если сегодня вы совершили что-то дурное и не очистили этот проступок, тогда на другой день его негативные последствия увеличиваются. Он становится еще хуже, тяжелее и он утяжеляется с каждым днем если мы не проводим очищение. Чем быстрее мы его очистим тем лучше. Поэтому рекомендуется проводить очищение перед сном. Очищать всю ту негативную Карму, которую мы накопили за день чтобы она по крайней мере не преумножалась день ото дня."


Ученики


 Что для вас ежедневная практика?

Бесси Кониф.


Когда я только начинала заниматься ежедневной практикой вначале я выполняла некоторые буддийские медитации. Я зарождала правильную мотивацию. Обращалась за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе чтобы помочь всем живым существам. В то время это было для меня самым главным. Так продолжалось несколько месяцев. Потом меня заинтересовали простирания. Я была очень увлечена ими, а затем практики очищения. В начале я мала что о них знала, но потом узнала больше и стала совершать простирания перед тридцатью пятью Буддами каждый день я делеле не меньше тридцати пяти, иногда по сто в день, но когда я вышла на работу полный рабочий день, ночные смены. Стало трудновато и мне пришлось остановиться лишь на требуемом минимуме. Когда же я ухожу в затворничество, уж не знаю как, но там мне удается делать до тысячи простираний в день. Как-то я даже сделала две тысячи. Не знаю насколько качественно, но ощущения были особенные. Во время таких интенсивных занятий я также изучаю Ламрим, размышляю о Непостоянстве, Драгоценном Человеческом Рождении, Отречении. Я чувствую тогда насколько важно добиться глубокого постижения этих вещей. Мне удалось немного почувствовать что такое Ламрим. Я вернулась в Англию, выучилась на медсестру и поняла, что моя основная практика это быть там с этими людьми, заботиться о них, они самое главное. Если утром мне удалось помедитировать и прочитать молитвы перед тем как пойти на работу тогда сердце мое открыто и я полностью сосредоточена на этих людях. В противном случае легко скатиться к мыслям о себе, о том позавтракала ты или нет. Работа еще больше распахивает мое сердце. Это двусторонний процесс – практика помогает работе работа – практике.  Я вижу так много страданий на работе. Это тяжелый труд, но в силу того, что у меня есть Дхарма я могу смотреть шире, я могу молиться за этих людей. Когда я возвращаюсь домой я чувствую, что мой долг как буддиста развить в себе Бодхичитту, молиться за всех своих пациентов о том чтобы они как можно скорее пришли к Просветлению. В конце дня я делаю практику Ваджарасатвы чтобы очистить свои неблагие деяния. Я стараюсь вспомнить все то совершенное. Читаю его мантру, обещаю как можно дольше воздерживаться от подобных поступков, а затем посвящаю заслуги. Я посвящаю их всем тем людям за которыми я ухаживаю в больнице, близким, друзьям. Я стараюсь включить как можно больше людей. Всех кого я могу припомнить. Я считаю, что очень важно при посвящении заслуг концентрировать свое внимание на отдельных людях, но в конечном итоге я посвящаю их всем существам. Мне нравится заниматься практикой, очень нравится. Мне так грустно, когда я не могу уделить ей достаточно времени, меня это очень печалит. Я заметила, что когда у меня слишком загруженный график и я не могу выполнить практику я несчастна и меня не слишком тянет к практике. Это очень интересно. Когда у меня есть время и я посвящаю его практике – я намного счастливее."

Пусть та позитивная энергия, которую вы накопили, слушая учение, поможет вам быстро достичь Просветления ради блага всех существ.

Лама Сопа Ринпоче - Польза от совершения простираний

Комментариев нет:

Отправить комментарий