Киану Ривз
"Когда нам не по
себе, когда что-то неприятное случается в нашей жизни мы начинаем искать
прибежище. Обычно им становится еда, алкоголь, секс, наркотики, деньги, власть,
отношения с людьми, но ни одна из этих вещей не дает нам нерушимой защиты или
удовлетворения, которых мы ищем. Когда мы понимаем, что не сможем найти
нерушимого счастья в Самсаре в нас просыпается сильное желание обрести истинное
Прибежище. В буддизме мы обращаемся за
Прибежищем к Трем Драгоценностям – Будде, Дхарме и Сангхе. Будда подобен
лекарю, который выявляет нашу болезнь и знает как ее излечить. Дхарма – это его
учение, то лекарство, которое он прописывает. А Сангха – духовная община,
которая помогает вам принимать это лекарство.
Обращаться за
Прибежищем – значит искать защиты от страданий, эффективной помощи. Когда мы
начинаем размышлять о подлинной природе реальности и причинах страданий нам
открывается истинный смысл Прибежища."
Мотивация
Буддийская монахиня
Конни Миллер.
"Прежде чем слушать
это, как впрочем и любое другое учение, нужно должным образом подготовить свой
ум и сердце, зародить в себе высшее из намерений – принести пользу всем живым
существам. Сейчас вы будете слушать учение о Прибежище в Трех Драгоценностях –
Будде, Дхарме и Сангхе. Эта мотивация сама по себе побуждает нас к тому, чтобы
искать Прибежище в пути к Просветлению. Для того чтобы извлечь максимальную
пользу из этих учений прямо сейчас зародите твердую решимость как можно быстрее
достичь Просветления, чтобы затем принести наибольшую пользу каждому
страждущему живому существу."
Учителя
Буддийский монах
Тубтен Дондруб.
Тубтен Дондруб –
полностью посвященный монах из Австралии практикующий тибетский буддизм в
течение 26 лет. Он преподавал в центрах ФПМТ в 13 странах мира.
Тубтен Дондруб
известен своим доступным стилем изложения учений, обширными знаниями, искренним
сердцем и удивительным смирением.
Учение в Валенсии,
Испания:
"Нам может казаться, что обращение за Прибежищем
– это что-то чисто буддийское. Буддийская тема. Но на самом деле мы ищем опору
всю свою жизнь. Мы то и дело ищем прибежище, обращаемся за прибежищем стоит нам
заметить, что мы страдаем. И конечно в раннем детстве самое первое прибежище
это наша мать. Как только что-то не ладится мы бежим к своей матери и она
удивительное прибежище для ребенка. Она решает все наши проблемы или по крайней
мере большую их часть. Но когда мы подрастаем, мы понимаем, что наверное мама не
сможет решить всех наших проблем и нам приходится искать другие виды прибежища.
Сначала это друзья, мы находим друзей. Прежде всего богатство. Большинство из
нас большую часть жизни полагает, что деньги защитят нас от страданий и
принесут счастье. Поэтому мы обращаемся за прибежищем к деньгам. Особенно в
современном обществе, деньги это главное прибежище. Раньше это была религия,
одна из религий, теперь это деньги или власть. Мы находим прибежище в
наркотиках, в допустимых обществом наркотических средствах, алкоголе. Все это
разные виды прибежища. Мы продолжаем думать, мечтать и надеяться что они дадут
нам какую-то защиту. Каким-то образом положат конец страданию. Также еда –
весьма популярная форма прибежища. Секс, все, что мы делаем – это та или иная
форма прибежища, форма защиты от страданий. Мы также надеемся что все эти вещи
не только остановят страдания но и принесут нам счастье, но потом, с жизненным
опытом мы понимаем, что все это разнообразие вещей, на которое мы полагаемся не
является полным и окончательным прибежищем. Они не могут решить всех наших
проблем. Не могут полностью избавить нас от страданий. Возможно многие из нас
приходят к буддийской Дхарме именно в силу понимания того, что ни одна из вещей
на которые мы полагались в прошлом, которые должны были избавить нас от
страданий и принести счастье – не принесла ожидаемого эффекта. Даже все они в
совокупности. Все эти обычные формы прибежища, даже все они вместе взятые, не
приносят должного результата. Они не способны по-настоящему положить конец
страданиям. Нам нужно такое Прибежище, которое было бы совершенным, которое
никогда не ответило бы нам предательством. Чистый ум свободный от всех
недостатков, обладающий всеми достоинствами. И это определение ума Будды,
просветленного ума. Только он нас никогда не предаст, только на него мы можем
полностью положиться. Только он может решить все наши проблемы. Потому, что еще
одно хорошее свойство просветленного ума в том, что он всезнающий, он знает все
и потому не может совершить ошибок. Когда мы признаем, что у нас есть страдания
и причины страданий, мы одновременно признаем, что все они появляются в силу
неведения, неверного представления о своем Я, неверного представления о природе
явлений. Этот яд в нашем уме, эти омрачающие мысли порожденные неведением –
худшие из болезней, которые только могут с нами случиться. Худшие из болезней,
потому нам нужно найти искусного лекаря и этот искусный лекарь – Будда. Потому
что Будды, эти истинные лекари сумели избавить себя от всех болезней. Им
известны все болезни и средства к их излечению. Они избавили себя от болезней и
знают как исцелить нас. А лекарство, лучшее из лекарств – это учение, Дхарма.
Благородная Сангха, буддийские монахи и монахини которые занимаются интенсивной
духовной практикой и пришли к прямому постижению природы своего Я и других
явлений. Это сиделки у постели больного, помогающие нам принимать лекарство,
напоминающие когда нам его принять, как нам его принять, в какой дозировке. Они
вдохновляют нас на этот путь. Будучи мирскими людьми мы постоянно ищем счастья
во внешнем мире – там. И все свои страдания и проблемы мы списываем на внешний
мир, на то что там, на кого-то там. Когда же мы обращаемся за Прибежищем то
начинаем смотреть внутрь себя. Начинаем сознавать тот факт, что источник моего
страдания не где-то там, он во мне. Когда мы впервые обращаемся за Прибежищем
это первое, что мы признаем. Когда мы действительно соглашаемся с тем, что
истинный источник моего страдания не где-то там, но во мне самом. И истинная
причина счастья тоже не где-то там, но во мне. Как только мы по-настоящему
поняли это хотя бы на каком-то уровне тогда мы можем сказать, что у нас есть
Прибежище. Мы начинаем смотреть внутрь, мы понимаем что все, и хорошее и плохое
внутри нас. Нам нужно начинать работу изнутри, взращивая сад нашего ума. Когда мы
приучаем себя смотреть внутрь мы становимся практиком закона причинно-следственной
связи, мы видим, что это ключ ко всему."
Его Святейшество Далай-лама.
Его
Святейшество 14 Далай-лама Тенцзин Гъяцо глава правительства в изгнании и
духовный лидер тибетского народа. Живет в Индии с 1959 года, когда Тибет был
завоеван Китаем. Его Святейшество – лауреат нобелевской премии мира, один из
широкоизвестных и любимых духовных лидеров планеты. Он объехал 46 стран
отстаивая права человека и способствуя миру на земле
"Есть
такое расхожее выражение «Если есть угроза – нужно искать убежище». То же верно
и в контексте духовной практики. Если мы хотим защититься от угрозы
неблагоприятных или дурных перерождений – нужно искать Прибежище в Трех
Драгоценностях. Когда мы говорим об обращении за Прибежищем в буддийском
контексте мы должны понимать, что существуют разные уровни Прибежища и разные
типы Прибежища. Высшей формой Прибежища будет Прибежище буддиста традиции
Махаяны. Здесь вы обращаетесь за Прибежищем, чтобы не впасть в крайность
Самсарического существования с одной стороны и стремления к Нирване для себя
одного – с другой. Защитив себя от этих двух крайностей, Самсарического
существования и покоя Нирваны вы устремляетесь к достижению состояния Будды,
которое есть воплощение состояния Дхармакаи – тела истины, и Рупакаи – тела
совершенной формы. Но и этим все не ограничивается, ведь помимо этого вы
стремитесь к просветленному состоянию чтобы принести пользу другим. Такое
обращение за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе свойственно именно буддистам
традиции Махаяны. Ваше обращение за Прибежищем таким образом носит более
обширный, всеобъемлющий характер.
Есть также второй уровень обращения за
Прибежищем. Здесь вы ищете Прибежища, ищете защиты, чтобы защитить себя от
страдания обусловленности, всепронизывающей обусловленности. А также от
страданий, которые вы испытываете попадая в Самсару. К Прибежищу вас также
приводит страх перед разрушительной силой всех этих негативных мыслей и эмоций.
Чтобы защититься от них вы идете за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе,
которое является воплощением полного выхода за пределы самсарического
существования и страдания, в особенности страдания обусловленности.
И есть еще
третий уровень обращения за Прибежищем, где человек, идущий по пути духовного
поиска ищет Прибежища только в случае неминуемой опасности переродиться в
низших мирах существования. Испытывая колоссальный страх перед такой
возможностью он обращается за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе чтобы они
защитили его.
Когда
мы говорим о подобном виде Прибежища, то здесь нам нужна защита именно от
рождения в низших мирах существования. Размышляя о низших мирах мы не должны
думать, что все это где-то очень далеко, где-то в далеком будущем. Это не так.
Что отделяет нас сегодня, в данный момент времени, от рождения в одном из
высших миров – всего лишь наше дыхание. Чередование вдоха и выдоха.
Буддийская монахиня Кэрин Вэлхем.
Шведка
по происхождению Кэрин Вэлхем встретилась с Дхармой в монастыре Копан в 1974
году где и приняла монашеское посвящение. На протяжении двадцати лет она
вдохновляла тысячи западных людей давая им буддийские учения в монастыре Копан.
Итак мы
обращаемся за Прибежищем к Дхарме. Когда мы обращаемся за Прибежищем к Дхарме
мы также обращаемся за Прибежищем к Будде, который преподал Дхарму. Мы обращаемся
за Прибежищем к Сангхе которая нам помогает. Желание практиковать Дхарму
рождает желание обратиться за Прибежищем. И первое наставление Будд мы
обращаемся за Прибежищем чтобы следить за своей кармой, осознанно подходить к
своим поступкам. Мы больше не совершаем негативных действий, которые приведут
нас к перерождениям в низших мирах. Наш ум – источник нашего счастья и
страдания, и то и другое берет начало в уме, поэтому гораздо важнее защищать
свой ум, нежели защищать свое тело. Гораздо важнее оберегать позитивные
состояния ума, чем беречь свое имущество, свое тело и другие вещи внешнего
порядка. Мы привыкли думать, что они важнее ума. Мы пренебрегаем умом и бережем
тело. Нам нужно научиться беречь ум и пренебрегать телом(??). Потому, что
ненависть, гнев и агрессия лишают нас счастья. Моя цель – не вредить
другим. Мы думаем – моя цель
практиковать Дхарму, проявлять к другим сострадание и доброту. Так вы
порождаете Прибежище в потоке ума. Вы думаете – да, конечная цель моей жизни
пробудить свой ум, чтобы помогать другим. И в этом я полагаюсь на Будду, Дхарму
и Сангху. Мы говорим нам нужны эти Три Драгоценности. Их называют
Драгоценностями потому, что они помогают нам преодолеть трудности и открыть
верный и безошибочный путь в жизни, но на внешнем уровне мы обращаемся за
Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе потому, что хотим взрастить в себе их
качества. Существуют разные объяснения Прибежища потому, что Прибежища делятся
на внутреннее и внешнее. Когда мы говорим «Я обращаюсь за Прибежищем» мы также
можем сказать «Я ищу прибежища в собственной мудрости», но поскольку наша
мудрость ограничена и ее необходимо развивать, то нам нужно полагаться на
существ, у которых больше мудрости чем у нас с вами. Поэтому мы опираемся на
Будду, который ведет нас к достижению совершенной мудрости. Это, что касается
Дхармы. Затем мы идем за Прибежищем к Сангхе, потому, что Сангха – наши
помошники на пути. Говорится, что это обретенное нами Прибежище и сострадание
полностью закрывают дверь в низшие миры. Совершенно невозможно переродится в
низших мирах если ваш ум сосредоточен на Прибежище и сострадании. Они закрывают
путь в низшие миры. Нам, простым людям лучше всего умереть именно в этом
состоянии ума, пребывать именно в этом состоянии ума, где есть Прибежище,
Бодхичитта и Сострадание.
Преимущества обращения за Прибежищем.
1.
Мы можем называть себя буддистами.
2.
Мы можем брать на себя чистые обеты.
3.
Число наших неблагих деяний будет уменьшаться.
4.
Мы обретем огромные заслуги.
5.
Мы не переродимся в низших мирах.
6.
Люди и существа нечеловеческой природы не смогут
причинить нам вреда.
7.
Все наши добрые пожелания исполнятся.
8.
Мы быстро достигнем состояния Будды.
Ученики
Что для
вас Прибежище?
Джулия Хенкст
Знаете,
в прошлом я часто употребляла наркотики в больших количествах. Они были мне
прибежищем. Курила, пробовала разные наркотики, употребляла алкоголь. Учение
говорит, что такого рода вещи наносят нам вред. Но тогда эта мысль не казалась
столь уж привлекательной для моего ума. Мне хотелось продолжать в том же духе –
пойти куда-нибудь, повеселиться с моим парнем, принять наркотики, напиться и
все такое.
Я
заметила также, что чем чаще обращаюсь к Прибежищу в своих ежедневных
практиках, чем чаще хожу слушать Учение вместо того, чтобы отправиться на
вечеринку и принять наркотики, чем больше я по собственной воле успокаиваю свой
ум, тем сильнее я ощущаю воздействие учений. Мой ум становится спокойнее,
стабильней. Я лучше справляюсь с работой, и самое замечательное, что я нахожу в
Прибежище, по мере того как я продвигаюсь. Чем искренней обращаюсь к Прибежищу,
чем больше веры появляется в моем сердце тем больше хорошего случается в моей
жизни. То, чего мне хотелось больше всего начинает происходить. Люди, с
которыми мне хотелось быть вместе появляются в моей жизни, удивительные Учителя
входят в мою жизнь. Учения, к которым я стремлюсь буквально падают мне в руки.
В целом я стала намного счастливее чем раньше когда у меня не было Прибежища.
Это мой внутренний опыт обращения к Прибежищу. Я вижу перемены в своем уме. Мне
даже не нужно спрашивать других, заметили ли они какие-нибудь изменения, стала
ли я лучше обратившись к Прибежищу. Я сама это чувствую, но если меня спросят,
изменило ли меня Прибежище – конечно, на сто процентов, а может и больше!
"Обращение
к Прибежищу – основа всего, подобно тому, как Земля опора всего существующего"
– Геше Вангьял.
Пусть та
позитивная энергия, которую вы накопили, слушая учение, поможет вам быстро
достичь Просветления ради блага всех существ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий