понедельник, 30 июля 2012 г.

Открытие буддизма. Серия №5 Смерть и перерождение.



Ричард Гир

"В своей суетной жизни мы не осознаем, что с каждым мгновением приближаемся к смерти. Зачастую мы не хотим даже думать о смерти и полагаем, что это случится с нами не скоро. Однако смерть неизбежна. А время ее прихода неизвестно. Будда говорит, что самый разумный способ придать смысл своей жизни это помнить о смерти и не прятаться от нее. Если вам предстоит путешествие, вы станете готовиться к нему, проследите маршрут по карте. Так же мы должны думать и о самом важном путешествии нашей жизни: к смерти и новому перерождению. Нужно помнить о смерти, если мы хотим правильно распорядиться своей жизнью. Размышления о смерти и перерождении пробуждает в нас глубинные силы. Вдохновляет на то, чтобы превращать любые свои дела в практику Дхармы и не тратить попусту еще один миг своей драгоценной человеческой жизни".

Мотивация


Буддийская монахиня Кони Миллер

"Все мы умрем, от крошечного насекомого до самого крупного зверя, от последнего бедняка до самого богатого человека на Земле. В этом фильме мы будем размышлять о том, что каждому из нас в конце концов придется пройти через страдание смерти. В этом мы все равны. И правда в том, что мы не знаем когда наступит смерть. И поскольку мы не можем сказать, какими будут наши последние поступки в этой жизни, формирование правильной мотивации имеет огромное значение. Поэтому, прежде чем слушать учение о смерти и перерождении зародите в своем сердце особенно мощное намерение: сильное желание правильно распорядиться каждым мгновением своей жизни, наполнить глубоким смыслом каждый ее миг, чтобы в конечном итоге суметь освободить всех живых существ от страданий и привести их к счастью Просветления."

Учителя


Его Святейшество Далай-Лама

Его Святейшество XIV Далай-Лама Тензин Гьятсо, глава правительства в изгнании, духовный лидер тибетского народа. Живет в Индии с 1959 года, когда Тибет был завоеван Китаем. Его Святейшество лауреат Нобелевской Премии Мира, один из широко известных и любимых духовных лидеров планеты. Он объехал 46 стран, отстаивая права человека и способствуя миру на Земле.

"Духовному практику необходимо размышлять о непостоянстве вообще и в частности о смерти. О ее возможности и неизбежности. Размышления о непостоянстве, о переходе из одного состояния в другое, это размышление о смерти. Когда мы говорим о непостоянстве в этом контексте, прежде всего у нас есть 3 темы для размышления, 3 важных идеи:

1. Смерть неизбежна. Это то, что касается вероятности смерти.
2. Она непредсказуема и может настигнуть нас в любой момент.
3. Когда мы будем умирать, помочь нам сможет только Дхарма. Только наша духовная практика.

Рассмотрим эту тему на собственном примере. Большинство из нас думают, что сегодня вечером или ночью мы не умрем. Если мы проанализируем свои состояния, то придем к выводу: что да я здоров, моей жизни не угрожают смертельные заболевания и внешние условия, и даже в случае природных катаклизмов, например землетрясения, если в Калифорнии сегодня вечером произойдет землетрясение, я, скорее всего, сумею избежать опасности и остаться в живых. И мы заключаем вполне обоснованно, что на 99% сегодня мы не умрем. Однако 1% все-таки остается. Мы не можем дать стопроцентную гарантию, что останемся в живых. И когда случается это явление, именуемое смертью, в этот миг не важно, сколько у вас денег и имущества - они теряют свою значимость. Ваша семья, родственники перестают иметь значение. Вы лишаетесь даже собственного тела, которое вы холили и лелеяли, которое всегда было с вами. Теперь от него никакого толку.
Возьмем, к примеру, меня, пока я жив, у меня есть друзья, люди к которым я могу обратиться в трудную минуту. Я могу попросить у них помощи, они мне ее окажут и так далее. Но когда я умру, в это время мне никто не поможет. Мне самому в одиночку придется пройти этот путь. И тогда встает вопрос: «А что же дальше? Что будет после смерти?». И здесь мы переходим к теме будущих перерождений. С буддийской точки зрения перерождения связаны с тем, что сознание это безостановочный процесс. Говоря о возможности перерождений, Будда исходил из фундаментальной предпосылки, что сознание продолжает существовать и после смерти. Буддисты считают, что сознание безначально, у него не было отправной точки. Природа и само существование сознания объясняется исключительно в контексте закона причинно-следственной связи(карма). Поэтому как говорится в тексте: «То, куда вы отправитесь после смерти, определяется вашими собственными кармическими накоплениями, то есть поступками, которые вы совершили не только в этой жизни, но и в прошлых. В этой связи Васубандху писал, что у каждого из нас есть колоссальные кармические накопления, связанные с нашими поступками, совершенными на протяжении многих жизней. И поэтому у всех нас есть кармический потенциал как для рождения в низших мирах, так и для рождения в высших."

Достопочтимый Рибур Ринпоче

Рибур Ринпоче родился в Восточном Тибете в 1923 году, в возрасте 5 лет 13-й Далай-Лама признал в нем 6-ое воплощение ламы из монастыря Сероме. Он поступил в Сероме и в 24 года получил ученую степень геше. Он медитировал и преподавал Дхарму до 1959 года, затем свыше 20 лет жил в оккупированном Тибете, испытав все ужасы китайских репрессий. В 1980, получив разрешение вернуться к религии, помог построить новую ступу для Пабонки Ринпоче. Преподает в центрах США, Азии и Европы.

 "Обычно западные люди не хотят слышать о непостоянстве и смерти. Эти темы их расстраивают, огорчают, и поэтому они предпочитают их не поднимать. Они думают: «Да, когда-нибудь в будущем я умру, но нет смысла думать об этом сегодня, так как от этой мысли сплошные расстройства. Это очень неправильно, потому что на самом деле все с точностью до наоборот. Если мы не хотим расстраиваться во время смерти, не хотим оказаться в плену ужаса и страха, ужаса от невозможности что-либо предпринять, то именно сейчас, пока мы живы, мы должны подумать об этом. Если мы будем правильно размышлять о смерти и сделаем соответствующий приготовления, то в момент смерти мы будем чувствовать себя как ребенок, вернувшийся под крышу родного дома. Мы испытаем колоссальное счастье во время смерти. Даже если вы помните о необходимости духовной практики, но при этом забываете о смерти и непостоянстве, вы так никогда и не приступите к ней. Так и будете думать: «Надо заниматься практикой Дхармы, но, пожалуй, я приступлю к ней завтра, потому что сперва нужно сделать то и это». Потом вы переносите ее на послезавтра, потом на следующий год и так до конца. Как говорил лама Цонкапа: «Если все время откладывать практику на потом, жизнь пролетит, а вы так ничего и не добьетесь. Даже если вы будете помнить о духовной практике, вы не сможете претворить ее в жизнь». Если у вас нет постоянного осознавания непостоянства и смерти, вы не сможете отказаться от фантазии на предмет этой жизни. Ваша духовная практика, какой бы она ни была, не будет истинной практикой Дхармы. А ваш ум угодит в сети восьми мирских забот. Думайте о том, что какие бы внешние и внутренние методы я ни применял, куда бы я ни пошел, что бы ни делал, это не защитит меня от смерти. Совершенно ясно, что я умру. Это неизбежно. Я не останусь здесь навсегда. И поэтому думайте о тех необычных, особых причинах, которые приводят нас к рождению в драгоценном человеческом теле. И это причина – чистое нравственное поведение. Загляните в свой ум, как советовали ламы школы кадампа. Они говорили: «Если хотите знать, кем вы были в прошлой жизни, посмотрите на условия своей сегодняшней жизни. А если хотите знать, кем вы будете в будущем, посмотрите на состояние своего ума». Поэтому очевидно, что особой причиной приводящей к драгоценному рождению в теле человека, является нравственное поведение. Если в потоке нашего ума нет таких причин как нравственность, тогда нет никакой возможности достичь тех результатов, к которым мы стремимся."

Преимущества медитации о смерти:
1. Ваша практика Дхармы будет безупречной.
2. Вы победите омрачения и неблагие деяния.
3. Вы будете относиться к практике Дхармы всерьез.
4. Это вдохновит вас на добросовестную практику.
5. Ваша духовная практика принесет результаты.
6. Вы будете жить счастливо и умрете без сожаления.

Буддийская монахиня Кэрин Вэлхем

Шведка по происхождению, Кэрин Вэлхем встретилась с Дхармой в монастыре Копан в 1974 году, где и приняла монашеское посвящение. На протяжении 20 лет она вдохновляет тысячи западных людей, давая им буддийские учения в монастыре Копан.

 "Мы должны осознавать, что моя жизнь, мое окружение, мое мироощущение может прекратиться, остановиться в любую минуту. Я могу уйти в одиночку, оставив все это позади в любую минуту. Эта ежедневная мысль в каком-то смысле расширяет наше пространство. Мир уже не кажется таким реальным, таким постоянным, жестко фиксированным и надежным. Единственное, что мы заберем с собой - это наш ум. Хотим ли мы, чтобы он так и остался омраченным, полным привязанности и страха? Такой ум мы хотим забрать с собой? Нужно задать себе этот вопрос. Хотим ли мы забрать с собой гнев, ревность, злобу, гордыню и привязанность, которые заставляют нас испытывать столько страхов и беспокойств? Нет, это явно не то, что мы хотели бы унести с собой в момент смерти. Нужно определиться, что мы хотели забрать с собой, ведь все мы хотим умереть спокойно, не так ли? Мы хотим умереть в мире и счастье. Так что же это за состояние ума? Это непривязанность, сострадание, доброта и мудрость. Если каждый день вы размышляете о своем непостоянстве, о том что смерть может прийти за мной в любой момент, это автоматически избавляет вас от привязанности. Наша жизнь становится похожа на жизнь путешественника. Когда мы переезжаем из одной гостиницы в другую, когда мы путешествуем, мы живем в атмосфере непостоянства, мы не привязываемся к гостиничным номерам, не считаем их своими, не ремонтируем их. Мы приезжаем, живем в них какое-то время и потом уезжаем со спокойной душой. Мы даже не вспоминаем о них. Мы оставляем их и идем дальше. Такое состояние ума мы должны культивировать в своей повседневной жизни. Итак, как мы видим, смерть неизбежна. Каждому из нас придется встретиться с ней лицом к лицу. От нее не скрыться, так? Ее нельзя избежать, никому не под силу спрятаться от нее, убежать от смерти, от нее не уйти и ее не подкупить. Стопроцентная гарантия, что смерть придет за нами. Мы уйдем один за другим, через несколько лет не останется никого, кто сидит здесь сейчас. Через 50 лет эта комната опустеет. Все мы умрем и уйдем кто куда. Наш ум отправится в неизвестном направлении и закончится эта драгоценная человеческая жизнь. Неизвестно сможем ли мы снова обрести такое рождение, такие условия и возможности. Сколько долгих лет ушло у нас на то, чтобы обрести те возможности, которыми мы обладаем сегодня? Кто знает, сможем ли мы в следующей жизни родиться в стране, где практикуют Дхарму? И потому нужно спешить. Не откладывать практику на потом, но начинать прямо сейчас. Нужно подумать, как нам вплести Дхарму в канву своей жизни, чтобы придать ей смысл отныне и навсегда, ведь смерть может прийти за нами в любой момент."

Девять шагов медитации о непостоянстве:


А. Смерть неизбежна
1. Владыку смерти не остановить
2. Жизнь сокращается непрерывно
3. Мы не находим времени для практики Дхармы
В. Время прихода смерти неизвестно
1. Никто не скажет нам, когда она придет
2. Никто не скажет, как это случится
3. Наше тело хрупкое и уязвимое
С. Только Дхарма может помочь нам в минуту смерти
1. Богатство нам не поможет
2. Друзья и родственники не помогут
3. Не поможет даже собственное тело

"Пока мысль о смерти и непостоянстве не родится в твоем уме, путь Дхармы наглухо закрыт." - Геше Потова.

Ученики

Что для вас смерть и перерождение?

Буддийский монах Наванг Левше Пенде

"Мне кажется, стремление к духовной практике возникло во мне, прежде всего благодаря моей работе. Я был шофером кареты скорой помощи, видел много смертей. Я осознал, что люди умирают. Я видел ужасные страдания. Ни один человек не умер в мире. Я читал в книгах, что человек может умереть в мире. Но на самом деле все происходило совсем иначе: они кричат, они полны страха. Это ужасно. Настоящий кошмар. Мне особенно запомнилось, как однажды меня отправили к парню, моему ровеснику, которого зарезали ножом. Он лежал весь в крови и кричал, он умирал. Прежде я работал на ферме и бывал на мясобойнях, я видел, как умирают свиньи. Я подумал тогда, он умирает как животное. Нет никакой разницы. Но где-то глубоко внутри я знал, что совсем не обязательно умирать вот так, что это ошибка. Моя духовная практика и монашеская жизнь это подготовка к смерти. Я хочу не только сам умереть спокойно, но так же достичь такого уровня практики, чтобы иметь возможность помогать другим проходить через смерть."

"Тот труп, о котором они толкуют, это и твое тело, созерцатель." - Джетсун Миларепа.

Иси Херстхаус

 "Учителя постоянно говорят, что мы можем умереть в любой момент. Я медсестра и мне доводилось ухаживать за своими ровесниками, которые умирали от рака при самых чудовищных обстоятельствах. Они ужасно страдали, их тело менялось до неузнаваемости, я смотрела на них и думала: «Боже, а ведь на их месте могла быть и я!». Это действительно так. Самое важное понять, что каждое мгновение жизни это возможность. Это нужно помнить. Каждое мгновение жизни драгоценно. Мы не знаем, сколько мгновений у нас осталось. И потому давайте постараемся правильно распорядиться каждым мгновением. Тогда в жизни будет больше приятных минут и больше смысла. И еще одно, когда люди умирают, они начинают спрашивать себя, а был ли смысл в их жизни. Однако этот вопрос лучше задавать себе сейчас  пока у нас есть время что-то изменить. К чему ждать пока у нас останется пара недель и мы так и не сумеем сделать то, чего так хотели? Мне кажется, эти мысли лежат в основе моих сегодняшних поступков.
Мы хотим, чтобы все оставалось, как и есть, но это невозможно, это противоречит природе вещей. Понимание этого поразило меня. Если люди умирают в мире и счастье, у них больше шансов переродиться в высших мирах, не упасть в низшие. Это так просто, испытать страх в момент смерти, и вряд ли тогда тебя ждет хорошее перерождение. Посмотрите на мир животных, там сплошной страх. Все животные скованы страхом. Для меня очень просто представить себе, что мы можем переродиться животными. Ведь если человек умирает в страхе, скорее всего он отправится именно туда.
Я дежурила у постели умирающего рыбака, я чувствовала что его преследуют видения, в точности такие как рассказывают ламы. Видения убитых им животных. У него бегали глаза, он был очень испуган. Я всегда стараюсь пробудить любовь в сердце умирающего, любовь и благодарность к своей семье. Иногда они испытывают недовольство собой, им кажется, что они зря прожили жизнь и я говорю им: «Посмотрите, Вы вырастили детей, заботились о своей семье. Это большая работа». Они должны радоваться тому, что сделали, тому хорошему, что успели совершить. Очень важно сконцентрировать на этом перед смертью, на хорошем. А если они о чем-то сожалеют, тогда нужно показать им благую сторону этих сожалений. Они чему-то научились, извлекли урок, пусть они радуются тому, что что-то поняли вместо того чтобы терзаться чувством вины или думать: «Жизнь не удалась». В последние минуты им нужен позитивный настрой.
Я помню одного мужчину из Бирмы, у него была жена и две дочери. Его родственники обратились в городскую службу помощи умирающим и позвали нас, потому что мы были единственным медперсоналом буддийского вероисповедания. Мы взяли его постели, матрас и перенесли в алтарную комнату в доме. Он повернулся лицом к алтарю и сказал жене: «Я не хочу никакой суеты вокруг меня, оставьте меня одного, я должен сосредоточиться сейчас, потому что я умираю». Медсестры и врачи, которые ухаживали за ним, никогда не видели такого прежде, обычно умирающие люди испуганы, принимают много лекарств, особенно успокоительных, чтобы прийти в себя, потому что они скованы страхом. Но ему это все было не нужно, и медсестры говорили: «Он не просит таблеток! Он так спокоен!» Все, кто входили в дом ощущали такой покой, такое удивительное чувство, что это было просто невероятно. Его жена и дочь ухаживали за ним. Это было похоже на последнюю уединенную практику перед смертью. Он был примером для каждого, кто входил в этот дом. Все отзывались о нем с таким восторгом. Никогда прежде я не видела более спокойного и счастливого человека."

Пусть та позитивная энергия, которую вы накопили, слушая учение, поможет вам быстро достичь Просветления ради блага всех существ.




***
Восемь мирских забот таковы:


1) желание материальных благ;


2) нежелание отсутствия материальных благ;


3) желание быть счастливым;


4) нежелание быть несчастливым;


5) желание славы;


6) нежелание бесславия;


7) желание хвалы;


8) нежелание хулы.

Медитации на непостоянство и смерть.

Досточтимый геше Джампа Тинлей
Непостоянство и смерть(.pdf)

Учения Падмасамбхавы о шести бардо
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ И НЕПОСТОЯНСТВЕ

Лама Сопа - "Вкус Дхармы "
VII Помнить о смерти

Еше Лосал Ринпоче "Живая Дхарма, или Дхарма для жизни"
Глава 13. Непостоянство

Медицинский центр «КУНПЕН ДЕЛЕК»
Медитация на непостоянство и смерть

Комментариев нет:

Отправить комментарий