вторник, 24 июля 2012 г.

Открытие буддизма. Серия №3 Что такое духовный путь.

Что такое духовный путь?


Ричард Гир.


"Буддизм это целостная система, которая учит нас как трансформировать свой ум. Как перейти из состояния страдания и неудовлетворенности к ощущению невероятной радости, осознаванию, удовлетворению. Обширный по своему охвату и глубокий по своим результатам буддизм подходит людям с самыми разными ментальными наклонностями, но при этом остается предельно точным в своих формулировках когда говорит о том, что нужно принять, а что отвергнуть. Этот путь был пройден человеческим существом, таким же как мы с вами. 
Две с половиной тысячи лет назад индийский принц по имени Ситхартха из клана Шакьев решил отречься от царского престола, чтобы найти путь избавления от страданий. В силу своей непреклонной решимости обрести абсолютную свободу он пришел к пониманию природы ума и как следствие подлинной природы явлений. После этого он получил имя Будда Шакьямуни. В этом фильме мы узнаем о жизни исторического Будды, о распространении его учения и об этапах на пути к просветлению."


Мотивация.


Буддийская монахиня Кони Миллер.


"В этой серии мы подробно расскажем о жизни, достижениях и учениях Будды Шакьямуни, исторического Будды. Будда прилагал колоссальные усилия, чтобы достичь просветления. За его усилиями стояло твердое намерение обрести полную свободу и принести как можно больше пользы всем живым существам. Помня все то, что мы прежде говорили о важности мотивации и беря  пример с исторического Будды сейчас, перед тем, как слушать эти учения мы зародим в своем сердце твердое намерение пройти духовный путь до конца и как можно скорее достичь просветления, чтобы затем принести пользу всем живым существам."


Учителя.


Буддийский монах Джордж Чуриноф.


Американец Джордж Чуриноф – полностью посвященный монах тибетской буддийской традиции. Он дипломированный специалист по физике и бакалавр буддологии Делийского университета. Джордж обучался в крупнейший тибетских институтах. Он опытный переводчик буддийских центров и более 20 лет преподает в центрах ФПМТ.

"В традициях Махаяны о жизни Будды чаще всего говорят в контексте его двенадцати деяний. Утверждается, что двенадцать деяний являются общими для всей тысячи Будд, которые появятся в течении этой счастливой кальпы и в этой мировой системе. Все они будут выполнять одни и те же действия. Нельзя сказать, что их жизнь будет совершенно одинаковой, их рождение будет разным, но у их жизней одна и та же общая канва. Вот почему полезно думать «Это происходило в прошлом, но это произойдет и в будущем». Если вы об этом знаете, то сможете подготовится к пришествию Майтрейи и других Будд.
В сутрах Махаяны сказано, что первым деянием Будды было его сошествие на землю из Тушиты. Он передал наставничество в Тушите Майтрейе, которая станет следующим Буддой.
Второе деяние – вхождение во чрево матери. Будда вошел во чрево своей будущей матери и ей приснился красочный и приятный сон будто белый слон с шестью бивнями вошел в ее тело.
(Третье деяние - рождение)Оставив чрево, появившись на свет Будда смог тотчас же подняться на ноги. Этот маленький мальчик сразу же поднялся и сделал свои первые семь шагов. 
(Четвертое - совершенное овладение искусствами)Будда, его звали тогда Ситхартха показал, что он чрезвычайно искусен и умел в самых разных занятиях. 
Следующее деяние(пятое) называется наслаждение царской властью, своим гаремом или свитой цариц. Всевозможные удовольствия, всевозможные чувственные наслаждения. Еда, тепло, различные замки, воздвигнутые для Гаутамы. Стена города, царского города. Именно тогда он почувствовал то, что нередко ощущают люди этого мира, ему стало скучно. Ему захотелось выйти из царского града впервые за много лет. И в своих прогулках, следующих одна за другой он увидел старика больного и мертвого. Каждый раз он спрашивал своего слугу «Отчего он такой согбенный? Отчего с палочкой? Что с ним?». И его слуга отвечал: «Это старик, такое случается.» Но Ситхартха не отставал. «Случается? Как часто? Сколько их таких?» «Случается с каждым» - отвечал слуга. «С каждым, эта судьба уготована всем.» Затем он повстречал человека, который был похож на отшельника. Человека искавшего смысл жизни, желавшего выйти за пределы рождения и смерти и старости. Старости, смерти и болезни – того, что увидел Будда.
(Шестое - отречение от престола) И видимо в этот момент что-то срослось в его уме. Ситхартха подумал «Вот что я должен делать. Я должен оставить свой дом.» И он взял свои волосы, свои прекрасные царские локоны и отсек их мечом. Затем, как говорят они стали драгоценной реликвией. Он отправился в путь на поиски учителей. На поиски ответа на вопросы о старости, болезни и смерти. И хотя учителям Ситхартха пришелся по душе, они признали в нем принца, разглядели в нем великие достоинства и то, что он уже достиг их духовного уровня хотя номинально они были его учителями.
(Седьмое - аскеза)Он достиг той же реализации в очень короткие сроки и они попросили его остаться с ними и наставлять их учеников, но он отказался и ушел желая разгадать ту загадку, с которой его столкнула жизнь. Иногда за целый день он съедал одну единственную ягоду с дерева. Тело Ситхартхи истощилось и тут он начал осознавать, что в действительности не добился никакого прогресса. Он спустился к реке и совершил омовение.
(Восьмое - близость просветления)Он был так слаб, что не мог выйти на берег. Он начал беспокоится о том, что ему делать дальше. Затем он решил попросить подношения пищи. И вот Ситхартха вновь обрел силы и стал искать место для медитации. Он сел на травяную подстилку и решил – «пока я не достигну самого сердца просветления я не встану с этого места.»
Этот шаг и положил начало его следующему деянию(девятое) которое носит название покорение Мары или победа над Марами. Мара это та сущьность, она может быть частью нас самих, нашего собственного ума или чем-то внешним которое препятствует нашему духовному развитию.
И вот вечером он достигает просветления, это его следующее деяние(десятое - достижение просветления), под деревом Боддхи. В тот вечер происходит его полная трансформация. Он очищает свой ум от тончайших завес неведения. От любой ущербности своих способностей. В течение следующих семи недель он не трогался в путь. Он сказал «Кого же мне учить? Те пять учеников, с которыми я провел шесть лет, их умы, их око мудрости лишь слегка запорошены пылью неведения». И он отправляется в путь зная где их искать – в Оленьем парке рядом с Сарнатхом.
И дает им свое первое учение о Четырех благородных истинах. Тем самым он положил начало своему следующему деянию(одинадцатое - вращение колеса Учения) которое растянется на значительный период жизни Будды. В течение нескольких десятилетий он будет давать учение. До конца жизни на протяжении многих десятилетий он будет учить, приводить в движение колесо Дхармы.
И наконец он оставил этот мир, скончался и ушел в Паранирвану(двенадцатое деяние). Вот таким будет очень краткое изложение жизни Будды. Его двенадцати деяний."


Буддийская монахиня Кэрин Вэлхем.


Шведка по происхождению Кэрин Вэлхем встретилась с Дхармой в монастыре Копан в 1974 году где и приняла монашеское посвящение. На протящении двадцати лет она вдохновляла тысячи западных людей давая им буддийские учения в монастыре Копан.

"Это то, о чем вы слышите снова и снова. Ламрим – постепенный путь. Лам означает путь, Рим – постепенный или последовательный. Шаг за шагом. Такое изложение практик, описание пути, является отличительной чертой тибетского буддизма. Давайте хотя бы немного вспомним историю буддизма. Ведь Ламрим содержит в себе все сутраянские учения Будды. Существует два пути – Сутра и Тантра. Сутраянский путь делится на традицию Хинаяна и традицию Махаяна. И Хинаяна и Махаяна включены в Ламрим. Основное различие между Хинаяной и Махаяной состоит в мотивации, цели и задаче.
Следуя путем Хинаяны вы стремитесь к личному освобождению. В Махаяне вы устремляетесь к достижению просветления ради всех живых существ. Это более обширная задача. И ради ее достижения мы развиваем в себе отречение, Бодхичитту и правильный взгляд. Конечно, чтобы на самом деле прийти к просветлению нужно также практиковать Тантру. Говорится, что невозможно прийти к совершенному, полному просветлению без практики высшей йога-тантры. На определенном этапе.
Если же оставить в стороне мотивацию, то на самом деле практика Хинаяны и Махаяны дополняют друг друга. Они не являются совершенно обособленными путями поэтому Ламрим включает все эти учения. Хинаяна распространилась в разных странах мира, Шри-ланке, Тайланде, Бирме и Вьетнаме и там достигла расцвета. Позднее, когда пришло время распространения учения Махаяны они пришли в Китай, Тибет, Монголию, северные страны и укрепились там. Как бы то ни было, именно в Тибете великий Атиша составил первый в истории Ламрим, изложение этапов полного пути. Взяв все учения Будды он дал им очень четкое, последовательное изложение. Практики для трех типов личности, как он назвал это. В Тибете его учение получило широкое распространение. По сей день мы применяем его, когда берем в руки этот текст Ламрима или его другие варианты, мы имеем дело именно с таким подходом к духовному пути и внутреннему развитию.

Если вы действительно приложите усилия, то без сомнения станете Буддой. – Геше Лобсанг Тарчин Ринпоче.


Буддийская монахиня Робина Куртин. 


Австралийка по происхождению Робина Куртин уже 26 лет является практикующей монахиней тибетской традиции буддизма.  В разных странах знают ее динамичный стиль подачи учения и глубину знаний. Робина была выпускающим директором издательства Виздом Пабликейшнс и буддийского журнала «Мандала». Сегодня она возглавляет проект "Либерейшн Призн" который помогает заключенным США и Австралии желающим практиковать буддизм

Лама Атиша изложил основные моменты учения Будды основываясь на своем личном опыте. Он связал их с тремя основными этапами – первым, вторым и третьим типом личности. Тип личности здесь имеет вполне определенное значение. Речь идет о способностях практикующего. О типе личности или способностях – как говорит лама Сопа. Учение, которое относится к первому и второму типам личности это все те наставления, все основополагающие моменты учения Будды, которые мы знаем как путь Хинаяны. Третий тип личности – это уже путь Махаяны. Однако человеку, следующему путем Махаяны необходимо практиковать учение для всех трех типов личности. Он должен пройти два первых этапа, чтобы добиться результатов на третьем. Если вы практик Махаяны – не ограничивайтесь учениями для третьего типа личности, то есть учениями о сострадании.
Крыло мудрости – это учение для двух первых типов личности – путь Хинаяны, а крыло сострадания – путь Махаяны. Практик Махаяны применяет все эти учения, ему нужно крыло мудрости, чтобы затем взрастить крыло сострадания. Вам нужно два крыла – птице нужно два крыла. Когда вы взращиваете крыло мудрости – вы действительно работаете над собой, вы превращаете себя в удивительное существо и тогда вы можете эффективно помогать другим существам.
Мы все являемся потенциальными Буддами. Если это правда, если это наша подлинная природа, если мы действительно являемся таковыми тогда нам нужно, чтобы кто-нибудь показал нам как ее раскрыть. Значит нам нужен учитель. Далее в тексте приводится множество объяснений того, как правильно относится кдуховному учителю. По сути здесь мы стараемся приучить свой ум видеть в ламе, учителе, духовном наставнике Будду. Эта практика приносит огромную пользу. Тема преданности духовному учителю была разработана следовавшим этой традиции наставником 14 века по имени Лама Цонкапа.
И третье, на чем ставится акцент – драгоценность этой жизни. Мы не должны воспринимать ее как данность. В этой жизни заключена колоссальная энергия и мы не должны тратить ее впустую. Обсуждение первого типа личности мы начинаем с размышления о непостоянстве и прежде всего о непостоянстве человеческого существа. Это еще сильнее подталкивает нас к тому, чтобы не тратить жизнь впустую. Смерть настигнет нас без сомнения, когда это случится неизвестно. Единственное, что принесет нам пользу в момент смерти это позитивные отпечатки в нашем уме.
Следующее размышление для первого типа личности о логической вероятности страдания в наших будущих жизнях учитывая то, что наше сознание существует с безначальных времен. Учитывая то, что мы пребываем в Самсаре, что у нас есть неведение, а следовательно другие омрачения. Из за них мы рождаемся снова и снова и потому непрерывно создаем негативную карму равно как и позитивную, так что это логично, просто логично. Есть вероятность, что после того, как наш ум оставит тело в момент смерти он пройдет через множество перерождений в мирах страданий. Поэтому Атиша призывает нас созерцать страдания низших миров чтобы взрастить в нас здоровое отвращение к рождениям такого рода и это естественным образом приводит нас к следующей ступени – обращению за прибежищем к Будде.
Будда  это человек, который жил 2500 лет назад. Он дал нам путь, который сам по себе является прибежищем – Дхарму. Методы, лекарства для исцеления нашего ума. Метод позволяющий трансформировать свое я, избегать страданий в будущем. Кульминацией учения для первого типа личности основой предлагаемых здесь практик является признание закона кармы. Постепенное понимание того, что следует делать, а чего избегать. Мы учимся избегать страдания и получать то, к чему стремимся, то есть счастье – весьма практичное решение.
Понимание закона кармы приводит нас к ясному осознаванию того, что мы несем ответственность не только за свое страдание, но также и за свое счастье. Учение для второго типа личности дает нам возможность глубже проникнуть в свой собственный ум. Мы начинаем видеть, что даже эта жизнь по своей природе является страданием. Нам нужно развить в себе более тонкое осознавание и здесь мы учимся сами освобождать себя от проблем. Все учения для второго типа личности можно рассматривать например в контексте Четырех благородных истин  и самой важной из них – третьей, где Будда утверждает, что мы можем освободиться от страдания.
Эти размышления готовят нас к развитию второго крыла – практикам третьего типа личности. Они касаются наших взаимоотношений с другими. В их сердце развитие сострадания и прежде всего сострадания в его высшем проявлении именуемого Бодхичиттой. Любовь и сострадание – два основных качества. Любовь – это желание сделать других счастливыми. Сострадание – желание избавить их от страданий. Это два разных аспекта человеческой жизни. Если вы любите человека вы смотрите на него и радуетесь его достоинствам. Если в вас есть сострадание – вы смотрите на него и вас печалят его страдания. Вы не хотите, чтобы он страдал, вам жаль, что он страдает. Сейчас наша забота о других имеет изъян. Мы заботимся о них потому, что они наши друзья. Мы хотим чтобы они нас любили или потому, что они могут сделать нас счастливыми. Наша забота не является безусловной, безоговорочной. Это же касается и сострадания. У нас есть сострадание, но оно основано на привязанности и оно действует на нас изматывающе. Когда по роду своей деятельности мы обязаны проявлять сострадание нас это быстро утомляет. Когда мы обязаны помогать людям ментально и физически мы от этого устаем потому, что мы по прежнему привязаны к своим нуждам. Поэтому сейчас нам нужно выйти за пределы привязанности, прийти к настоящей заботе о других без оговорок и условий что практически немыслимо в нашей культуре. Ведь отправной точкой в нашей культуре является Эго. Нам нужно взрастить мудрость постигающую Пустоту. Такая мудрость искореняет инстинктивные проявления нашего Эго. Так мы обретаем крыло мудрости. И тогда мы становимся эффективными в своих трудах во благо других. Наша помощь другим, наше сострадание становится активным. Человек, который стал Буддой – у него полностью распахнуты два крыла, крыло мудрости и крыло сострадания.

Духовная практика – это уменьшение привязанности к этой жизни и Самсаре.Его СвятейшествоДалай-лама.


Ученики.


Что для вас буддийский духовный путь?

Кэндел Магнуссен.


Духовный путь Ламрим, как его изложили Атиша и лама Цонкапа это руководство к действию. Они взяли учения Будды и представили их в том порядке, в каком мы должны применять их в своей жизни и если я чувствую растерянность, если я не знаю на чем сосредоточить свою энергию, внимание, практику то ответ найти просто – Учение говорит, и я думаю это правда, ты не можешь добиться высоких реализаций, если у тебя нет понимания базовых вещей. Если мы не осознали своего непостоянства, смерти и страдания невозможно развить в себе истинного стремления выбраться из Самсары даже ради помощи другим. Ведь мы до конца не поняли, как ужасна Самсара и потому нам не хватает энергии на развитие тех качеств, которые позволяют прийти к высшему счастью.
На протяжении первых двенадцати-тринадцати лет практики я не понимала этого. Шла методом проб и ошибок, пыталась применять высшие практики. Они меня очень привлекали, но при этом как человек я не становилась лучше. Вот в какой-то момент я подумала – я стремилась к быстрым результатам, но достичь их мне так и не удалось, так может попробовать по пути так, как советуют учителя? На самом деле мы должны год размышлять о драгоценном человеческом рождении, год о смерти и непостоянстве до тех пор, пока в нашем уме действительно что-то не изменится. Вот так я и пытаюсь поступать последние три-пять лет. И если говорить о моем опыте, о моих внутренних переживаниях, то я чувствую что наконец-то во мне что-то изменилось. И что интересно – по мере того как я фокусирую свое внимание на самых первых шагах, на самых начальных темах – я чувствую как это возвращает меня к остальным разделам Учения. Этакий эффект домино. Так что здесь весь вопрос в том, чтобы не лениться. Не тратить время попусту, а просто идти по ступеням. И тогда возможно ты станешь Буддой и сможешь помочь людям. Это было бы здорово, я хочу чтобы так случилось.

Пусть та позитивная энергия, которую вы накопили слушая учение поможет вам быстро достичь просветления ради блага всех существ.



Дост. Робина Куртин
Этапы Пути к Просветлению

Комментариев нет:

Отправить комментарий