" Добрый день,
Ричард Гир.
Мы живем в счастливую эпоху. Вы думаете, я
говорю о «современной эпохе»? Нет, в эпоху, когда буддизм укоренился на западе.
До недавнего времени квалифицированных учителей буддизма Махаяны было почти
невозможно встретить за пределами Азии. Нужно было ехать далеко на Восток,
чтобы получить глубокие учения и знания о таких предметах, как сострадание,
пустота, карма и Просветление.
Это удивительный дар, что сегодня мы можем познакомиться с древними учениями Будды, посмотрев этот цикл из тринадцати фильмов. Вы получите наставления величайших учителей: тибетских и западных, мужчин и женщин, наших с вами современников. Вы услышите интервью с практикующими буддистами, которые поделятся с вами своим опытом претворения в жизнь буддийских учений. У вас появится возможность хотя бы отчасти понять, что такое буддизм; узнать методы, которые позволят вам наполнить свою жизнь великим смыслом.
Несмотря на все
наши достижения в области науки и техники, мы по-прежнему мало что знаем о
сознании и его возможностях. А ведь 2500 лет назад Будда Шакьямуни сумел
полностью раскрыть потенциал своего сознания. Он открыл, что сознание – это не
только мозг. Сознание безначально. Оно – источник всего, что мы испытываем в
этом мире. Поскольку наше восприятие реальности напрямую связано с сознанием,
мы способны не только полностью искоренить омрачающие эмоции, такие как гнев,
но также сознательно восходить к высшему из возможных эволюционных состояний …
состоянию Будды.
Это удивительный дар, что сегодня мы можем познакомиться с древними учениями Будды, посмотрев этот цикл из тринадцати фильмов. Вы получите наставления величайших учителей: тибетских и западных, мужчин и женщин, наших с вами современников. Вы услышите интервью с практикующими буддистами, которые поделятся с вами своим опытом претворения в жизнь буддийских учений. У вас появится возможность хотя бы отчасти понять, что такое буддизм; узнать методы, которые позволят вам наполнить свою жизнь великим смыслом.
Мотивация
Буддийская монахиня Конни Миллер:
В духовной практике мотивация, то есть намерение стоящее за нашими делами имеет не меньшее значение, чем само действие. Поэтому в начале каждого фильма этого цикла мы будем зарождать чистую мотивацию, мотивацию Махаяны, которая побуждает нас заботиться не только о своем собственном благополучии, но взращивать в сердце желание принести пользу другим живым существам и наделить их счастьем какое только возможно. В фильме «Сознание и его возможности», первом фильме этого цикла, мы поговорим о безграничных возможностях нашего сознания приносить счастье себе и другим. И здесь опять же та мотивация, с которой мы будем слушать учение чрезвычайно важна. Давайте остановимся на мгновенье и зародим в своем сердце сильное желание применить полученное знание таким образом, чтобы иметь возможность принести счастье не только себе но также подарить счастье и благополучие другим живым существам вокруг нас."
Учителя
Буддийская
монахиня Робина Куртин.
Австралийка по
происхождению Робина Куртин уже 26 лет является практикующей монахиней
тибетской традиции буддизма. В разных
странах знают ее динамичный стиль подачи учения и глубину знаний. Робина была
выпускающим директором издательства Виздом Пабликейшнс и буддийского журнала «Мандала».
Сегодня она возглавляет проект «Либерейшн Призн» который помогает заключенным
США и Австралии желающим практиковать буддизм
"-Ум, в буддизме это
синоним слова сознание, это первое. Второе, характеристики ума.
Согласно буддизму, в нем нет ни единого атома физической природы, он нематериален. Это интересно. С точки зрения христианства есть некоторая часть нас, которая именуется душой, она тоже нематериальна. Есть также воззрения материалистов, которые говорят «ум это мозг». Мозг, ДНК, гены и ничего больше. У нас есть эти две точки зрения, буддизм не разделяет ни ту, ни другую. Буддизм говорит, что слово ум относится ко всему спектру наших внутренних переживаний – интеллекту, мыслям, концепциям, чувствам, эмоциям, подсознанию, сверхсознанию, духу, инстинкту, интуиции, можно продолжить этот список. Все это в буддизме описывается термином ум или сознание.
Еще один момент, здесь буддизм снова принципиально расходится с другими религиозными системами. Он заключается в том, что в нас нет ни единого атома, который был бы сотворен высшим существом – Богом, Буддой, кем хотите. Ни единого. Будда сказал, в этом состоит его взгляд на вещи, он пришел к этому выводу на основе своего опыта.
И еще одно, здесь буддизм радикально расходится с западной психологией. Нет ни единого атома в нашем уме, личности, в наших мыслях, чувствах, эмоциях, который был бы сотворен нашими родителями. Большой сюрприз. Пора перестать винить их. Нет ни единой частички ума, источником которой были бы наши мать о отец. Тело – да, спасибо вам мама с папой. Сперма и яйцеклетка – основа для проявления нашего тела. Итак, с буддийской точки зрения наш ум нематериален. Он не создан родителями, Богом, Буддой или иным высшим существом. Ясно, что он не мог возникнуть из небытия. Мы знаем, что все в этой вселенной имеет свою предысторию, вот эти предметы были когда-то металлом, пластмассой и так далее. То же с этой чашкой, цветком, у всего своя предыстория. Не было ничего и вдруг цветок! Так не бывает..
Согласно буддизму, в нем нет ни единого атома физической природы, он нематериален. Это интересно. С точки зрения христианства есть некоторая часть нас, которая именуется душой, она тоже нематериальна. Есть также воззрения материалистов, которые говорят «ум это мозг». Мозг, ДНК, гены и ничего больше. У нас есть эти две точки зрения, буддизм не разделяет ни ту, ни другую. Буддизм говорит, что слово ум относится ко всему спектру наших внутренних переживаний – интеллекту, мыслям, концепциям, чувствам, эмоциям, подсознанию, сверхсознанию, духу, инстинкту, интуиции, можно продолжить этот список. Все это в буддизме описывается термином ум или сознание.
Еще один момент, здесь буддизм снова принципиально расходится с другими религиозными системами. Он заключается в том, что в нас нет ни единого атома, который был бы сотворен высшим существом – Богом, Буддой, кем хотите. Ни единого. Будда сказал, в этом состоит его взгляд на вещи, он пришел к этому выводу на основе своего опыта.
И еще одно, здесь буддизм радикально расходится с западной психологией. Нет ни единого атома в нашем уме, личности, в наших мыслях, чувствах, эмоциях, который был бы сотворен нашими родителями. Большой сюрприз. Пора перестать винить их. Нет ни единой частички ума, источником которой были бы наши мать о отец. Тело – да, спасибо вам мама с папой. Сперма и яйцеклетка – основа для проявления нашего тела. Итак, с буддийской точки зрения наш ум нематериален. Он не создан родителями, Богом, Буддой или иным высшим существом. Ясно, что он не мог возникнуть из небытия. Мы знаем, что все в этой вселенной имеет свою предысторию, вот эти предметы были когда-то металлом, пластмассой и так далее. То же с этой чашкой, цветком, у всего своя предыстория. Не было ничего и вдруг цветок! Так не бывает..
Естественно это распространяется и на ум. Ум, сознание нематериальны, есть
предыстория – река мгновений осознавания, ментальный континиум, как мы его
называем. Так мы приходим к концепции о безначальности ума. Ведь если вы
последуете этой логике интеллектуально, концептуально, то не сможете прийти к иному
выводу. Вам придется сказать «ум безначален». Это вопрос причин и следствий,
курицы и яйца. Откуда взялась первая курица? Христиане, мусульмане, большинство
мировых религий отсылают нас к Богу, как первоисточнику. Как мы возникли? Нас
создал Бог. Буддизм говорит Нет, мы возникли из предыдущего момента осознавания.
Мы прокручиваем жизнь назад и думаем «наверное все это началось 32 года назад или 52 жизни
назад, или в какой-то другой момент. Может быть ум появился тогда». Но если он
появился тогда, значит он должен был возникнуть из предыдущего мгновения.
Вывод – сознание безначально, так говорит буддизм. Еще один ключевой момент – природа Будды. Что это такое? Нас всех волнует вопрос «Кто я? В чем моя цель? Зачем я здесь?». Будда отвечает – чтобы стать Буддой. Что значит стать Буддой? Будда – санскритское слово, оно означает «полностью пробужденный». Полностью развитое сознание, ум, ступень, по достижению которой дальше некуда развиваться. Будда это ум, существо, сознание в котором полностью развито то, что мы называем позитивными качествами. И которое абсолютно свободно от негативных, вот так если объяснять просто. Будда говорит: вот, кто мы на самом деле, мы все обладаем природой Будды. Если объяснять простыми словами, можно воспользоваться аналогией с желудем. Мама, что это? Дорогая, это желудь. Что такое желудь? Этот желудь, и она показывает на дуб, станет деревом. Как интересно. Можно говорить о природе желудя, можно разъяснять что это такое, но когда смотришь желудь, первое, что приходит на ум – желудь это потенциальный дуб, так ведь? Миленькая коричневенькая штучка, ее можно использовать по-разному. Как украшение, как оружие, если хотите, но это все не то. Главная характеристика, истинная природа, то, чем желудь действительно является – это дуб в потенциале. Глупо, если из него не вырастет дуб, прискорбно, так ведь? Это и говорит Будда.
Ум, сознание нерушимы, несотворенные. Его истинная природа, то чем оно действительно является это потенциальный Будда, полностью развитый ум. Это не значит, что у нас нет выбора – варианты есть. Это не значит, что такие люди как мать Тереза рождены чтобы стать Буддой. Речь идет скорее о шансе, чем закономерности. Это лишь означает, что при соблюдении всех необходимых условий желудь становится дубом. Можете выращивать из него яблоню, но это глупо. Такое представление о себе мы должны воспитать. Сегодня мы до конца не знаем кто мы такие, утверждает Будда. Мы отождествляем себя с каким-то одним аспектом, с чем-то неразвитым. Я это, я то, я ленивый, я толстый, я человек, я женщина, я плохой, я хороший, я уродлив, я красив. Какое бы определение вы не дали это будет лишь один аспект. Как скучно, как глупо, как недальновидно. Я Будда – вот наша подлинная природа. Наш дуб в потенциале.
Когда вы развили себя полностью у вас появляется два крыла – крыло сострадания ко всем живым существам, сострадание, которое вы взрастили полностью, дальше его некуда развивать. Такое ощущение, будто все эти существа – это вы сами. Нет разделения, огромное сострадание, огромное спонтанное желание приносить пользу каждому из них наилучшим образом.
Второе крыло – совершенная мудрость. В буддизме это называется всеведением. Моя мама считала, что утверждать так слишком самоуверенно. Только Бог обладает всеведением. Но Будда говорит – каждое существо. Если у вас есть ум – в нем заложен потенциал знать все. Это естественное положение вещей говорит Будда. Наш ум обладает способностью в буквальном смысле знать все. Если мы устраним все загрязнения, омрачения нашего ума, тогда он сумеет постичь природу вещей. Будда говорит, что мы не способны проникнуть в природу вещей потому, что наш ум загрязнен. Полностью развитый ум обладает всеведением и безграничным состраданием.
И третья его характеристика – то, что можно назвать всемогуществом – способность без усилий приносить пользу каждому из этих бесчисленных живых существ во всей вселенной, приносить им наибольшую пользу руководствуясь мудростью. Ясно видеть их умы, чтобы точно понимать, что именно нужно для них сделать. К тому же у вас появляется возможность проявлять свой ум, свой ум Будды в миллионах форм, в миллионах вселенных, на протяжении миллионов кальп, пока существуют страдания – вот, что такое Будда, вот, что такое просветление. Просветление это не просто приятное чувство, это нечто большее. Будда сказал: вот ваша подлинная природа, вот, чем вы можете стать, вот чем вы являетесь по сути, Пока вы этого не понимаете, но как только вы по-настоящему осознаете, что такое желудь на самом деле, вы станете относится к нему с почтением. И это то представление о себе, в котором нам нужно утвердиться, оно несет колоссальное вдохновение."
Вывод – сознание безначально, так говорит буддизм. Еще один ключевой момент – природа Будды. Что это такое? Нас всех волнует вопрос «Кто я? В чем моя цель? Зачем я здесь?». Будда отвечает – чтобы стать Буддой. Что значит стать Буддой? Будда – санскритское слово, оно означает «полностью пробужденный». Полностью развитое сознание, ум, ступень, по достижению которой дальше некуда развиваться. Будда это ум, существо, сознание в котором полностью развито то, что мы называем позитивными качествами. И которое абсолютно свободно от негативных, вот так если объяснять просто. Будда говорит: вот, кто мы на самом деле, мы все обладаем природой Будды. Если объяснять простыми словами, можно воспользоваться аналогией с желудем. Мама, что это? Дорогая, это желудь. Что такое желудь? Этот желудь, и она показывает на дуб, станет деревом. Как интересно. Можно говорить о природе желудя, можно разъяснять что это такое, но когда смотришь желудь, первое, что приходит на ум – желудь это потенциальный дуб, так ведь? Миленькая коричневенькая штучка, ее можно использовать по-разному. Как украшение, как оружие, если хотите, но это все не то. Главная характеристика, истинная природа, то, чем желудь действительно является – это дуб в потенциале. Глупо, если из него не вырастет дуб, прискорбно, так ведь? Это и говорит Будда.
Ум, сознание нерушимы, несотворенные. Его истинная природа, то чем оно действительно является это потенциальный Будда, полностью развитый ум. Это не значит, что у нас нет выбора – варианты есть. Это не значит, что такие люди как мать Тереза рождены чтобы стать Буддой. Речь идет скорее о шансе, чем закономерности. Это лишь означает, что при соблюдении всех необходимых условий желудь становится дубом. Можете выращивать из него яблоню, но это глупо. Такое представление о себе мы должны воспитать. Сегодня мы до конца не знаем кто мы такие, утверждает Будда. Мы отождествляем себя с каким-то одним аспектом, с чем-то неразвитым. Я это, я то, я ленивый, я толстый, я человек, я женщина, я плохой, я хороший, я уродлив, я красив. Какое бы определение вы не дали это будет лишь один аспект. Как скучно, как глупо, как недальновидно. Я Будда – вот наша подлинная природа. Наш дуб в потенциале.
Когда вы развили себя полностью у вас появляется два крыла – крыло сострадания ко всем живым существам, сострадание, которое вы взрастили полностью, дальше его некуда развивать. Такое ощущение, будто все эти существа – это вы сами. Нет разделения, огромное сострадание, огромное спонтанное желание приносить пользу каждому из них наилучшим образом.
Второе крыло – совершенная мудрость. В буддизме это называется всеведением. Моя мама считала, что утверждать так слишком самоуверенно. Только Бог обладает всеведением. Но Будда говорит – каждое существо. Если у вас есть ум – в нем заложен потенциал знать все. Это естественное положение вещей говорит Будда. Наш ум обладает способностью в буквальном смысле знать все. Если мы устраним все загрязнения, омрачения нашего ума, тогда он сумеет постичь природу вещей. Будда говорит, что мы не способны проникнуть в природу вещей потому, что наш ум загрязнен. Полностью развитый ум обладает всеведением и безграничным состраданием.
И третья его характеристика – то, что можно назвать всемогуществом – способность без усилий приносить пользу каждому из этих бесчисленных живых существ во всей вселенной, приносить им наибольшую пользу руководствуясь мудростью. Ясно видеть их умы, чтобы точно понимать, что именно нужно для них сделать. К тому же у вас появляется возможность проявлять свой ум, свой ум Будды в миллионах форм, в миллионах вселенных, на протяжении миллионов кальп, пока существуют страдания – вот, что такое Будда, вот, что такое просветление. Просветление это не просто приятное чувство, это нечто большее. Будда сказал: вот ваша подлинная природа, вот, чем вы можете стать, вот чем вы являетесь по сути, Пока вы этого не понимаете, но как только вы по-настоящему осознаете, что такое желудь на самом деле, вы станете относится к нему с почтением. И это то представление о себе, в котором нам нужно утвердиться, оно несет колоссальное вдохновение."
Когда вы поймете ум, вы
поймете все. – Нагарджуна
Буддийский монах Тубтен Дондруб.
Тубтен Дондруб – полностью посвященный
монах из Австралии практикующий тибетский буддизм в течение 26 лет, он
преподавал в центрах ФПФТ в 13 странах мира.
Тубтен Дондруб известен своим
доступным стилем изложения учений, общирными знаниями, искренним сердцем и
удивительным смирением.
Учение в Валенсии, Испания:
"По разным причинам мы
встречаемся с буддийской Дхармой и встречаясь с Дхармой все отчетливее и
отчетливее понимаем, что настоящий источник нашего страдания кроется в нашем
уме. Внешние причины страдания, конечно есть множество внешних условий для его
появления, но коренная причина страданий, учил Будда, в нашем уме. И
действительно, даже проявление тех или иных внешних условий напрямую связано с
умом. Чем яснее мы понимаем, что наш собственный ум – источник нашего
страдания, а также, что по счастью наш ум источник нашего счастья, тем яснее мы
осознаем, что единственный способ освободится от страданий это изменить свой ум
и изменить радикально. Если мы чуть-чуть изменим его – мы чуть-чуть избавимся
от страданий. Если эе мы радикально изменим его, совершим настоящую революцию в
своем уме, устраним возникающие в нем омрачающие эмоции и разовьем все его
позитивные качества тогда мы можем полностью избавится от страданий и обрести
истинное счастье. Ведь то счастье, которое мы ищем не временное и не
поверхностное. Возможно мы никогда не
задумывались, к какому счастью мы стремимся, но если задумаемся, то поймем, что
ищем счастье которое было бы совершенным и нерушимым. Буддизм говорит, что есть
удивительное явление, именуемое умом. Это не мозг, он нематериален, не обладает
формой или другими свойствами физической природы. Он ясный, бесформенный и
способен постигать. В действительности ум единственное, что может познавать,
переживать и ощущать. Работа ума – познавать самыми разными способами. Мы можем
проанализировать это слово познавать и обнаружим, что есть много способов
познания. В настоящее время наше сознание опосредовано и поверхностно. В
основном через концепции, через чтение, через то, что мы слышим от других.
Сейчас возможности нашего познания весьма ограничены, это потому, что есть
препятствия, не позволяющие нашему уму обрести полные и совершенные знания. Эти
препятствия – омрачающие эмоции, которые есть у каждого из нас. Только
представьте, каким был бы наш ум без этих тревожащих мыслей. Если бы ни одна
никогда не тревожила вас, если бы ничто не омрачало нашу врожденную способность
познавать, переживать, ощущать. Мне кажется это было бы удивительное
переживание, поистине удивительное. Без всех этих отвлечений, без всей этой
запутанности ум мог бы просто знать. Но возможно ли избавиться от тревожащих
мыслей? Это тоже очень большой вопрос. Вся буддийская Дхарма об этом, но может
быть у нас есть шанс почувствовать, что это возможно? Ведь когда мы медитируем
или пытаемся медитировать, когда мы концентрируем свое внимание на таком
объекте, как, например, дыхание и пусть мы не способны удерживать полную
концентрацию на дыхании в течение долгого времени, на 100% осознавать одно
только дыхание, ощущать, что мы и дыхание – суть одно. Все же, если мы
прилагаем усилия на этом пути, что происходит? Мы все ощущаем, когда пробуем
сосредотачиваться что наши омрачающие мысли, волнения ума действительно уменьшается.
Да? Надеюсь все вы чувствовали это хотя бы один раз? Пусть ненадолго тревожащие
мысли они не уходили совсем, но по крайней мере успокаивались. Это показывает,
на самом деле это доказательство того, что у тревожащих мыслей самих по себе,
нет силы держать наш ум под контролем.
И мой чудесный пример(наливает в стакан воду). Обычно директора центров его не любят за его разрушительный характер. Обычно наш ум вот такой(трясет стакан, вода колышется и плещется через край). Это наш ум. Абсолютно неспокойный, встревоженный. Но если я перестану трясти стакан к радости нашего директора – что тогда произойдет? Вода вернется в свое естественное состояние. Волнение не является естественным состоянием воды. Это следствие воздействия внешней силы. И если вы перестаете трясти стакан, вода без вмешательства каких бы то ни было внешних факторов сама по себе возвращается в свое естественное состояние. Ее поверхность становится ровной, гладкой и когда она спокойна и прозрачна – она способна отражать. Когда ее гладь взволнована – она не может без помех отражать объекты. Можно также заметить, что стоит нам провести простейшую медитацию на дыхание как наш ум начинает успокаиваться, он становится спокойней и прозрачней. Потому, что это его естественное состояние. Мы не ощущаем, что это его природное состояние, но это его естество и он всегда проявляет тенденцию возвращаться к нему. Подумайте об этом."
И мой чудесный пример(наливает в стакан воду). Обычно директора центров его не любят за его разрушительный характер. Обычно наш ум вот такой(трясет стакан, вода колышется и плещется через край). Это наш ум. Абсолютно неспокойный, встревоженный. Но если я перестану трясти стакан к радости нашего директора – что тогда произойдет? Вода вернется в свое естественное состояние. Волнение не является естественным состоянием воды. Это следствие воздействия внешней силы. И если вы перестаете трясти стакан, вода без вмешательства каких бы то ни было внешних факторов сама по себе возвращается в свое естественное состояние. Ее поверхность становится ровной, гладкой и когда она спокойна и прозрачна – она способна отражать. Когда ее гладь взволнована – она не может без помех отражать объекты. Можно также заметить, что стоит нам провести простейшую медитацию на дыхание как наш ум начинает успокаиваться, он становится спокойней и прозрачней. Потому, что это его естественное состояние. Мы не ощущаем, что это его природное состояние, но это его естество и он всегда проявляет тенденцию возвращаться к нему. Подумайте об этом."
Ученики.
Что для вас ум и его
потенциал?
Буддийская монахиня Лосанг Чоцок.
Понимание истинной природы
ума помогло мне постепенно, наверное за три года, отфильтровать свои ощущения.
Это произошло не сразу, все шло постепенно, но однажды я проснулась и подумала «Ух
ты, я стала другим человеком». Появилось больше уверенности в своих силах
потому, что я вдруг начала понимать, что я не какое-то ограниченное,
беспомощное безнадежное существо живущее под влиянием всех этих многочисленных
внешних и внутренних факторов, которые доставляют столько страдания. Люди часто
подходят и спрашивают меня почему я стала монахиней, о буддизме. У многих у них
есть ощущение будто буддизм это темная, мрачная, пессимистичная нигилистическая
религия, которая говорит только о страдании и смерти. Да, мы много говорим о
страдании и смерти, но мы упоминаем их когда описываем ту ситуацию, в которой
все мы находимся – мы страдаем и нам придется умереть, но из этой ситуации есть
выход. Все как-то забывают об этой части. И выход в том, что у нашего сознания
колоссальные возможности, совершенно немыслимые, мы можем стать удивительными
существами, Буддами, теми, кого мы называем Буддами. Можете назвать по-другому.
У нас есть потенциал стать таким существом, которое нам даже невозможно
вообразить. Всемогущим, всеведущим, благостным, способным помочь всем. Мне
всегда хотелось помогать людям. С самого детства я понимала, что люди страдают.
Мои родители страдают, мои бабушка и дедушка страдают, все страдают. Я видела
их страдание, видела свое страдание. Когда я выросла, мое собственное страдание
так захватило меня что мне казалось я не в силах помочь другим. Я себе-то
помочь не в силах, но постепенно благодаря пониманию и отчасти переживанию и
ощущению этой, заложенной во мне невероятной природы я стала больше помогать
другим и меньше думать о своих собственных страданиях.
"Чтобы увидеть ум нужно смотреть око мудрости" - Миларепа.
Пусть та позитивная энергия,
которую вы накопили слушая учение поможет вам быстро достичь просветления ради
блага всех существ.
Мать Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу, алб. Agnes Gonxha Bojaxhiu; 26 августа 1910 — 5 сентября 1997) — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий