воскресенье, 1 июля 2012 г.

Отчет по практике 1 №2.


Тернистый путь саморазвития.

Не прошло и месяца с публикации последнего отчета по практике 1, но мне уже снова есть, что рассказать вам. Наверное не всегда я буду писать отчеты так часто, хотя всегда буду стараться, чтобы между ними не было хоть сколько-нибудь значимых временных промежутков. Ведь если нет отчетов - значит нет развития!

Итак: !!!
-Отношения с людьми.
В предыдущем отчете я писал о том, что у меня были трудности с избавлением от неблагих деяний речи. Упертому буддисту вообще должно быть стыдно разговаривать на какие-то темы не связанные с буддистским учением прямо или косвенно. Но общаясь с разными людьми, далекими от религии было бы подозрительно и невежливо все время молчать, а часто  разговаривать на тему дхармы, даже не применяя специальных терминов может быть еще более странно. До последнего времени мне нередко приходилось испытывать ощущения "суеты" и раздражение, во время вынужденных бессмысленных разговоров. Самая худшая тема  политика никого не оставляет равнодушным потому, что разрушительная политика является причиной большинства страданий, но на нее почти невозможно повлиять.
Как не быть белой вороной и уклониться от неблагого деяния пустословия? У меня на это теперь есть два варианта ответа.
Во-первых, в большинстве случаев можно легко отмолчаться наблюдая за диалогом со стороны, не принимая активного участия.
Во вторых, когда все-таки есть необходимость иногда включаться в диалог, тогда я применяю противоядие осознанности, то есть включаясь в разговор одновременно слежу за своими эмоциями. Как только начинает нарастать раздражение я либо уклоняюсь от неприятной темы, изредка отпуская комментарии, либо вообще ухожу от участия в ней.
Этот компромисс не снимает проблему пустословия полностью, но однозначно является для меня значительным прогрессом.

Еще одно неблагое деяние речи - злословие. Корни злых слов очевидно в злых мыслях по отношению к другим людям. Здесь мне здорово помогает память об одной из лекций Далай-ламы о в которой он рассуждал том, что сидящего в тюрьме преступника от свободного перед законом человека разделяет тонкая грань. Причина насилия - в мыслях о насилии. Много ли найдется людей кто ни разу никому не желал смерти или увечья? Сколько бы людей еще должны были бы сидеть в тюрьмах если бы у них сложились бы максимально удобные условия для реализации преступного замысла?
Мысли о том, что у всех нас - одна природа, одни потребности(например потребность быть счастливыми и избегать страданий ) и каждый обладает природой Будды - очень помогает прощать и не быть слишком строгим к окружающим.
Тем, кого ранят чужие слова, я советую читать утром и перед сном притчу о Будде.
Размышления над глубинными причинами злых поступков окружающих помогает избавиться от злости и обид.

Сквернословие.
Может быть это будет для кого-то открытием, но борьба с этим неблагим деянием дело пустяковое, особенно на фоне трудностей с другими девяти. Если вы не будете подчеркнуто вежливы, то в подавляющем большинстве случаев даже полное отсутствие бранных выражений в вашей речи никак вас не скомпрометирует.
Ненормативную лексику я не употре***ю.

Алчность.
Желания - причина страданий. Медитируя и постепенно избавляясь от навязчивых желаний я постепенно вытесняю алчность из своего разума. Осознание того, что имущество не дает человеку истинного счастья, а лишь порождает новые привязанности - лучшее лекарство от алчности. Кроме того очевидно, что между уровнем успеха человека в любой области и уровнем его развития есть неиллюзорная связь и это здорово мотивирует на саморазвитие.

Гнев.
Как сказал Далай-лама: "Злонамеренность же — самое разрушительное из омрачений ума, его пагубный характер более всего очевиден, ибо оно влечет за собой насилие, причинение вреда и даже убийства."
Удивительно, но теперь у меня появился своеобразный страх перед гневом. Я привык к спокойному состоянию ума. Мне нравится, когда я могу контролировать себя. Соответственно мысль о интенсивных негативных эмоциях захватывающих надо мной контроль представляется мне отвратительной. Не менее пугает и понимание того, что после короткой вспышки гнева меня еще некоторое время будет преследовать неприятный осадок.
Этот страх служит предупредительным сигналом. Он как бы кричит: "Немедленно остановись пока можешь!".
Гнев все больше теряет свою власть надо мной.

Тяжелый физический труд.
Временами мне приходится тяжело на работе, кроме того, я живу в частном секторе, со всеми вытекающими из этого последствиями, то есть я должен копать, поливать, ремонтировать сломанное не полагаясь на ЖЭК и т.д.

Работать преодолевая усталость, скуку и лень мне помогают слова Свами Шивананды: "Работа, Работа, Работа! Работа есть поклонение; посвящай ее Богу.", а также знание почерпнутое из пятой главы Бхагават-гиты. Это карма-йога.
Многократное повторение слов Свами Шивананды придает энтузиазма, уверенности и снимает психологическое напряжение.

Что касается практики медитации - было может быть только 2-3 дня после последнего отчета когда я не медитировал. Было несколько дней, когда я медитировал больше часа. Иногда я не медитировал утром, но тогда увеличивал продолжительность вечерней медитации.
Отношение к медитации у меня диаметрально изменилось. Если раньше, когда я в первый раз попробовал медитировать я с трудом мог продержаться 7 минут, а 10-15 воспринимал как подвиг, а заставить себя медитировать было непростой задачей, то теперь я считаю медитацию лекарством от всех своих напастей и бед. Бывает, что вынужденно прерывая сеанс медитации с сожалением отмечаю "прошло только 23 минуты, еще хочу."
Конечно такое отношение формируется благодаря массе положительных измененийв жизни.
Медитация резко снижает градус любых негативных эмоций, которые будут возникать у вас в течение дня. Согласно буддистскому учению к каждой проблеме у человека должен быть конструктивный подход. Регулярно применять это в жизни очень тяжело в силу власти эмоций над нами, власти негативных привычек мышления. Медитируя я лишаю эмоции власти надо мной и получаю возможность оценивать ситуацию сквозь призму учения, а также мыслить и поступать в соответствии с ним.
Все вышеперичисленные успехи были бы невозможны или незначительны без регулярной медитации.


Регулярно читать "37 практик Бодхисаттвы" оказалось бессмысленной и невыполнимой задачей. Чтение первых практик в комментариях Далай-ламы очень вдохновляет, но в какой-то момент читая очередной стих понимаешь, что еще недорос и дальнейшее чтение необходимо отложить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий