четверг, 19 июля 2012 г.

Открытие буддизма. Серия №2 Что такое медитация.



Ричард Гир.

Медитация – основополагающая практика на пути к просветлению. Мы замечали, что даже в обыденной жизни с должной долей концентрации мы можем достичь больших и лучших результатов. Без стабильного состояния ума мы как свеча на ветру, легко поддаемся негативным влияниям и не способны к прогрессу на духовном пути. Все буддийские мастера в поисках духовных достижений опирались на медитацию. Если мы взглянем на результаты, то легко поймем почему. Мы становимся счастливыми, уравновешенными и сосредоточенными. Переживаем чувство внутреннего покоя, однако медитация это не просто способ расслабится и стать счастливым. Это испытанный метод постижения подлинной природы явлений, подлинной природы ума.

Мотивация.

Буддийская монахиня Кони Миллер.

Позитивные результаты любого хорошего поступка могут быть обширными или ограниченными в зависимости от нашей мотивации. Это относится к мотивации равно как и к любому другому виду духовных занятий. Если, например, наша главная мотивация это все же забота о себе. Некое эгоцентрическое устремление, тогда результат такой медитации будет весьма ограниченным. Если же мы все же стремимся стать лучше и принести больше мира, счастья и гармонии тем, кто нас окружает, тогда благоприятные плоды такой медитации будут весьма обширными. Поэтому перед началом второй серии нашего цикла где вы узнаете о навыках медитации особенно важно зародить в своем сердце альтруистическую мотивацию, желание стать лучше, чтобы затем принести благополучие, мир и счастье всем существам вокруг вас

Учителя

Его Святейшество Далай-лама.

Его Святейшество 14 Далай-лама Тенцзин Гъяцо глава правительства в изгнании и духовный лидер тибетского народа. Живет в Индии с 59 года, когда Тибет был завоеван Китаем. Его Святейшество – лауреат нобелевской премии мира, один из широкоизвестных и любимых духовных лидеров планеты. Он объехал 46 стран отстаивая права человека и способствуя миру на земле 

"Когда мы говорим о медитации  какой смысл мы вкладываем в это понятие? Медитация – это упражнение, которое позволяет постепенно приучить свой ум к избранному вами объекту. Как правило проблема заключается в том, что в нашей обычной каждодневной жизни когда мы пребываем в рассеянном состоянии мы попадаем в полную зависимость от своего ума. А он в свою очередь попадает под влияние омрачающих эмоций и мыслей. В силу этого наше состояние ума в целом оказывается во власти разрушительных негативных эмоций и мыслей замыкающих нас в бесконечном цикле проблем, запутанности и страданий. Цель духовной практики – попытаться повернуть вспять этот цикл, сделать так, чтобы постепенно мы стали хозяевами своего ума. Научились не позволять ему попадать под влияние негативных импульсов и мыслей. Для того, чтобы это стало возможным нам необходима постоянная практика. Постоянное приучение своего ума к избранному объекту. Это позволит нам добиться определенной стабильности ума когда мы сможем зафиксировать свой ум на объекте и с определенной долей стабильности удерживать однонаправленную концентрацию на том или ином избранном нами объекте. Здесь, когда мы говорим об объекте мы прежде всего имеем ввиду позитивный объект к которому мы направляем свои мысли и к которому мы приучаем свой ум. Так постепенно мы получаем возможность повернуть вспять цикл проблем и страданий. И в этом и состоит основная цель и задача медитации в буддийском контексте.
Мы можем заметить, что происходящие в нас процессы изменения носят постепенный характер. Подобным образом если мы хотим избавиться от состояний запутанности или неправильных представлений в отношении тех или иных аспектов действительности, опять же этот процесс просвящения, процесс рассеивания тьмы происходит постепенно. Мы можем убедиться в этом на собственном опыте. В целом существует два основных вида медитации. Випашьяна, аналитическая медитация и Шаматха – умиротворение ума. В какой-то степени мы все знакомы как с аналитической медитацией, так и с практикой умиротворения ума. Однако встав на духовный путь мы должны перенести уже знакомые нам механизмы медитации в совершенно новую сферу. Сферу пока непривычную для нашего ума, в область духовной практики где мы будем развивать в себе положительные качества."

Пусть мой дед бдительность неотлучно приглядывает за избалованным ребенком – моим омраченным умом дабы уберечь его от беды. – Джетсун Миларепа.

Буддийский монах Рене Фези.

Рене Фези – полностью посвященный монах тибетско-буддийской традиции с 20 летним опытом преподавания и практики Дхармы. Он родился в Женеве и несколько лет обучался в монастыре Наланда на юга Франции. Рене много медитировал в затворничестве в Европе, Индии и Непале. Он умело направляет учеников в медитации по умиротворению ума и пустоте.

"Обрести такое сознание, когда ты можешь контролировать свои мысли и эмоции. Это невероятно. Оставим в стороне духовные реализации. Просто уметь сказать стоп мысли, когда ты этого хочешь, уметь сказать стоп эмоции, когда ты этого хочешь. Научиться быть хозяином своего ума, научиться говорить всем этим эмоциям и мыслям: «хватит, я устал от тебя, с меня довольно!», в любой момент, когда ты этого хочешь, и сохранять полный покой. Иметь такую возможность – это невероятный покой ума, немыслимое преимущество. Ты вдруг становишься хозяином собственного ума. Если мы хотим развить какое-либо качество ума – нам необходима осознанность, необходима хоть сколько-нибудь продолжительная практика медитации. Скажем мы медитируем о любви. Если наша медитация о любви то и дело прерывается теми или иными мыслями, то мы так и не сумеем взрастить в себе сильную любовь. То же касается и медитации о природе реальности, о способе существования явлений. Если вы хотите, чтобы ваш пытливый ум последовал за потоком ваших мыслей, пришел к какому-то выводу и укрепился в нем, тогда вам нужно сосредоточить свой ум, чтобы он мог анализировать не отвлекаясь. А когда вывод сделан вы должны рассмотреть его и понять что он в себе несет. Вы должны суметь удержать этот вывод к которому вы пришли в ходе анализа и понять что он означает. Как меняется все ваше мировоззрение под влиянием того вывода к которому вы пришли? Но чтобы все это получилось вам опять же нужно сперва успокоить свой ум. Что происходит, когда мы получаем контроль над своим умом? Обычно он прыгает вверх-вниз, словно резиновый мячик. Мы то на седьмом небе от счастья, когда происходит что-то хорошее, то без ума от горя, когда что-то идет не так. Таков наш обычный ум. Когда же мы концентрируемся наш ум становится гораздо ровнее и эта ровность ума приносит радость и мир который очень приятен для нас. Намного приятнее восторга, который дарит нам наслаждение. Это спокойнее внутреннее состояние гораздо приятнее чем хорошая новость или хорошее событие в нашей жизни. Со временем мы понимаем, что то, что мы называем удовольствием или восторгом по сути одна из форм страдания. Этот восторг не является подлинным счастьем, он подобен кипящей воде. В том, что мы называем удовольствием нет покоя и мира, нет ясности. Но это понимание приходит с практикой. Поэтому мне кажется, что те усилия которые мы прилагаем стремясь достичь концентрации, умиротворения ума имеют большое значение. Мы можем добиться результатов в этой практике живя обычной жизнью, совсем необязательно уходить в затворничество. Нужно лишь познакомится с техникой медитации и постараться вплести ее в канву своей повседневной жизни. Есть определенные условия, которые помогают в практике умиротворения ума – Шаматхе. И все эти условия мы можем создать и в своей повседневной жизни. Вовсе необязательно полностью изолировать себя от внешнего мира. Нужно лишь добиться, чтобы у нас было меньше желаний. Чтобы мы были довольны жизнью, которую ведем и чтобы место где мы медитируем было спокойным. Даже если мы живем семейной жизнью можно встать пораньше, пока все спят и посвятить время практике Шаматхи. Или наоборот, когда все легли спать или дети ушли в школу можно найти время в течение дня для спокойной медитации, если конечно мы этого хотим. 
Итак, первое, что нужно – это желание медитировать которое возникает при размышлении о пользе медитации, затем нужна решимость. Я буду медитировать, я проведу столько-то времени в медитации, я не буду отвлекаться от избранного мной объекта.
Затем нам нужно развить в себе бдительность, которая не позволит нам потерять объект медитации. Когда вы добиваетесь этого, тогда вы включаете самоанализ чтобы проверить степень своей концентрации чтобы добиться максимальной точности. Если ваш ум слишком вялый, тогда вы стараетесь удерживать объект с большей силой, если он слишком возбужденный, тогда вы немного ослабляете эту силу с которой удерживаете объект. Так вы медленно находите срединный путь и стараетесь его придерживаться.
Таково краткое описание процесса медитации.
Когда мы начинаем медитировать, то проходим девять ступеней. Я вкратце остановлюсь на каждой из них.
Когда мы приступаем к практике умиротворения ума Шаматхе и садимся на подушку для медитации, то говорим себе «я буду медитировать в течение десяти минут, в течение десяти минут я буду удерживать в своем уме образ Будды или буду следить за дыханием.»
На первой стадии вы восклицаете «Какой ужас!». Вы понимаете, что вам едва удается поймать свой объект. На протяжении всего занятия вы то и дело говорите себе «Ах да, я же должен следить за дыханием.», а ваш ум беспорядочно мечется из стороны в сторону и лишь время от времени вы вспоминаете, что собираетесь следить за дыханием, ум же беспорядочно мечется. Это первая стадия умиротворения ума. Она называется «фиксация мыслей на объекте». Здесь вы стараетесь вернуть свой ум к объекту медитации. На протяжении всего занятия вы возвращаете его к объекту медитации, потому, что большую часть времени он занят совершенно другими делами.
Вторая стадия – продолжительная фиксация. Здесь вам удается вернуть ум к объекту и задержать его там на какое-то время, до тех пор, пока вы его снова не потеряете. Мы имеем дело с продолжительной фиксацией. До этого она не была продолжительной. Вы возвращали свой ум к объекту и он тут же убегал. Вы возвращали его на место, но он опять ускользал. Здесь же вам удается удерживать его какое-то время.
Следующая стадия называется поправляемая фиксация. Здесь на третьей стадии вы удерживаете объект гораздо дольше. Вы удерживаете его и лишь время от времени теряете. И когда вы теряете, то вы осознаете и способны вернуть свой ум к объекту.
Четвертая стадия – прочная фиксация. Здесь на протяжении всего занятия от его начала и до конца вы вообще не теряете объект. На протяжении всего занятия вы способны удерживать концентрацию на объекте. По прежнему имеет место отвлечение и некоторая притупленность, но какой-то частью ума вы по-прежнему удерживаете объект не теряя его.
Пятая стадия называется обуздание ума. На четвертой стадии вы научились удерживать объект на протяжении всего занятия. Приучив себя к объекту вы обрели внутренний мир какого не знали раньше. Прежде ваш ум был подобен кипящей воде, но вдруг кипение прекратилось и вы обрели покой, которого не испытывали прежде. И вы говорите «А это довольно приятно!». Разница между четвертой и пятой стадией заключается в том, что на пятой уже нет грубой притупленности и грубой возбужденности ума. Грубые формы этих отвлечений ума ушли. По-прежнему остается тонкая притупленность и тонкая возбужденность, но грубых аспектов больше нет.
Шестая стадия называется успокоением. Ее очень трудно выделить, потому что здесь вы удерживаете объект, он стабильный и ясный, но вам недостает интенсивности фиксации объекта. В целом когда вы доходите до этой стадии лучше сделать крен в сторону тонкой возбужденности нежели в сторону тонкой притупленности поскольку тонкую возбужденность легче вычленить.
На седьмой стадии – полное успокоение вы садитесь в медитацию – раз, раз и вы удерживаете объект. Порой проверяете свою концентрацию на предмет возбужденности либо притупленности, но большую часть времени вы четко и ясно осознаете объект. Возбужденность и притупленность уже не имеют особой силы, они приходят нечасто, но даже если приходят вам нужно сделать «Пуф-пуф-пуф» и вы их остановили. Остановили мысли. Остановили эмоции. Этот процесс перехода от обычного состояния ума, в котором есть все эти искажения и прочее к уму в состоянии Шаматхи. Вы как будто входите в тоннель или помещение. Вы фиксируете свой ум на объекте и проходите определенные стадии, чтобы попасть в состояние Шаматхи.
Следующая стадия называется ровное сосредоточение. Здесь уже нет усилий. Как только вы садитесь в медитацию вы уже так знакомы с этим состоянием, что стоит вам сесть и вы уже там. На протяжении всего занятия. Не важно как долго вы медитируете, вы удерживаете объект не проявляя ни малейшей притупленности, ни малейшей возбужденности. Это фантастическое состояние ума.
Таковы девять стадий умиротворения ума. Это пока не высшая форма Шаматхи. Вам еще нужно развивать это состояние какое-то время и если вы работаете над этим в течение определенного времени, то происходит трансформация тела и ума. Приходит ментальное и физическое блаженство. И это ментальное и физическое блаженство приносит особую физическую гибкость, пластичность, особую легкость тела и легкость ума. Остроту и гибкость ума, которые дают вам возможность направить свой ум на свершение любых благих деяний как только вы этого захотите. Это состояние исполнено великого энтузиазма. Вы больше не теряете решимости совершать благое. И когда этот процесс завершен, когда проявилось физическое и ментальное блаженство, когда проявилась физическая и ментальная гибкость и они стали стабильными тогда вы достигли умиротворения ума. Это очень ясный и очень четко очерченный путь. Вы точно знаете на какой стадии вы находитесь, в чем ваши трудности и как их преодолеть, чтобы перейти на следующий уровень. Все это описано в тексте традиции Ламрим в разделе «Шаматха – умиротворение ума». Там вы найдете самые подробные объяснения, так что желаю удачи."

Ученики.


Что для вас медитация?

Дарси Джонс.

"Зачем я медитирую? Затем, что хочу быть счастливой(смеется). Большинство людей хотят счастья. Медитация на мой взгляд – самое насыщенное переживание из всех, что мне доводилось испытывать. Оно рождается изнутри. Нет необходимости манипулировать внешними объектами. Нет нужды совершать какие-то поступки чтобы его обрести. Все что нужно это самодисциплина, заставить себя сесть и медитировать. Обычно я медитирую дважды в день по меньшей мере. Утром, как только проснусь, чтобы вернуть ум в необходимое мне состояние, почувствовать свое пространство, ощутить свою целостность, осознать, что у меня уже есть все, что мне нужно. И тогда я могу выйти в мир и общаться с другими людьми. Медитация повышает осознанность до такой степени, что я почти физически ощущаю свои мысли. Если я думаю плохо о ком-то, если во мне проявляются омрачения, то я могу сразу увидеть это «Вот оно мое омрачение». Есть некий разрыв между дурной мыслью и осознаванием. Я наблюдаю как мысль приходит. Это похоже на сон – я наблюдаю свои собственные галлюцинации. Есть некое пространство, я не на сто процентов ассоциирую себя с этой мыслью. Я отслеживаю как она сообразуется с моими нравственными принципами. Так я могу лучше следить за своими действиями, словами и мыслями. Если что-то случается в моей жизни, я не позволяю себе сразу высказывать все, что приходит в голову, резко реагировать. Я стараюсь сохранять безграничное осознавание. Весь этот мир – Я. Зачем питать мне эти уродливые мысли к людям вокруг меня."

Буддийский монах Брайен Халтерман.

"Для правильной медитации необходима концентрация, а концентрация – вещь трудноуловимая как я обнаружил. Это забавно. Мы думаем, что сейчас сядем, выберем объект медитации, особенно если мы в тихом месте, где нет внешних влияний, и очень быстро придем к сосредоточению. Возможно так и происходит, иногда. Но в большинстве случаев ум очень скоро начинает блуждать. Нужна колоссальная решимость. Нужно потратить много времени, чтобы научиться контролировать свой ум. Во время уединенной практики чуть-чуть понимаешь природу вещей. И когда ты осознал это, то затем начинаешь испытывать голод. Тебе хочется повторить этот опыт и в этом смысле медитация очень важна потому, что она позволяет возвратить свой ум к тому маленькому позитивному переживанию которое мы получили. Нам очень повезло, мы встретились с учением Дхарма в этой жизни. Повстречали драгоценных лам, распространяющих истину и мы можем сами ее постичь. Она не только для лам, учителей и созерцателей, сидящих в затворничестве. Обычные люди – бизнесмены, домохозяйки тоже могут проникнуть в природу вещей. И мы должны это сделать, потому что сейчас у нас есть драгоценное человеческое рождение. У нас очень мало времени. Оно промелькнет как вспышка молнии. Мы не должны тратить его впустую, тонуть в алкоголе, тонуть в наркотиках. Мы должны провести его в добрых делах. Мы должны посвятить себя медитации, чтобы успокоить свой ум. Мы должны медитировать, чтобы понять подлинную природу вещей. И мы должны медитировать, чтобы достичь этой цели и затем помогать другим. Без медитации привить себе привычку видеть во всем проекции ума. Поэтому медитация очень важна. Она жизненно необходима. Она для нас как вода и воздух."

В любых обстоятельствах, сплю я, иду или ем, я продолжаю медитировать непрерываясь. – Джетсун Миларепа.

Пусть та позитивная энергия, что вы накопили слушая учение поможет вам быстро достичь просветления ради блага всех существ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий