понедельник, 11 июня 2012 г.

Будизм и вегитарианство.

Вегитарианцы - прекрасные атлеты.
Билл Перл - культурист, вегитарианец.


Для того, кто хоть сколько-нибудь серьезно начал изучать и практиковать буддизм вопрос о том греховно есть мясо или нет не стоит. Но, к моему удивлению, среди людей, считающих себя буддистами находятся те, кто уверен, что для буддизма нормально употребление мяса. Аргументируя свою точку зрения они цитируют случаи употребления мяса авторитетами среди буддистов из канонических источников. Случаи эти действительно описаны и их соответствующая подача многих  людей приводит к ошибочным выводам. Здесь я хочу прояснить этот спорный момент.  

Будда Гаутама
Ланкаватара-сутра- одна и наиболее почитаемых и священных сутр буддизма Махаяны.: 
бодхисаттва, преисполненный сострадания, отвергает любую мясную пищу.
«мясная пища запрещена всем стремящимся к постижению Дхармы»
Не поленитесь пройти по ссылке и самостоятельно изучить слова Будды. Ваши сомнения будут развеяны.

Теперь рассмотрим один из примеров как люди делают ошибочный вывод об употреблении мяса буддистами:

Wladislavk в своем ЖЖ пишет:
«В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.

Однажды я спустился с гор
И пошёл по улицам города собирать подаяние
Там я увидел, как прокажённый ест
И я остановился рядом с ним
Он своей больной прокажённой рукой
Положил кусок еды в мою чашу
И в это время его палец отвалился и упал в мою еду.
Поблизости у стены я съел свою долю
Ни разу не почувствовав отвращение…

Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.»

Ссылки на первоисточник нет, но этот отрывок представляется мне похожим на правду. В стихе не указано съел ли аскет палец прокаженного. Предполагаю что нет, но независимо от того прав я в этом аспекте или нет – возможно аскет все-таки вкусил плоти так как палец прокаженного побывал в его еде.
Но вспомним,  что в буддизме нет места бессмысленному.догматизму. Допустим, что выбросив палец из тарелки аскет не смог сделать это так, что даже маленькой частички плоти не осталось в ней. Теперь ответим на два вопроса:
  1. Стал ли поступок аскета причиной увеличения количества страданий каких-либо живых существ?
  2. Много ли вреда нанесла аскету крошечная частичка плоти, попав ему в желудок?
  3. Чем обосновано было бы его решение отказаться от пищи поданной прокаженным и какие последствия мог бы иметь этот поступок?


В заключение добавлю, что Далай-лама есть два раза в неделю мясную пищу, так как вегитарианство физиологически подходит не для каждого. Некоторым людям полный отказ от мяса может нанести существенный вред здоровью. Но необходимо отметить, что достопочтенный Тэнцзи́н Гьямцхо́ Дала́й-лама́ XIV не рад этой вынужденной мере и призывает людей отказываться от мяса, постепенно или сразу переходя на растительную пищу.

«В некоторых книгах, таких как Ланкаватра-сутра, налагается запрет на употребление любых видов мяса, включая рыбу, а в других книгах такого запрета нет. Когда мне было лет тринадцать-четырнадцать, на всех официальных празднествах в изобилии подавали мясо. Это я изменил — теперь подают исключительно вегетарианскую пищу.»


Будьте честны с собой друзья!!!

15 комментариев:

  1. Вкушать мясо Будда не запрещал. В Дживака сутте можно прочесть, по каким критериям мясо считается кошерным: если монах не убивал животное, не просил убить для себя, и не подозревает о том, что животное убито специально для него.

    В Винае есть запрет на 10 сортов мяса, которые не может есть монах. Остальные употреблять можно.
    Сам Будда также ел мясо. В частности, во время последней трапезы.

    Более того, когда Девадатта предложил, в качестве усиления практики, ввести запрет на вкушение мяса, Будда отверг подобное предложение сказав, что желающие монахи могут отказаться от него, но для всей Сангхи правилом это не станет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Последователям пути шраваков не запрещал, последователям пути бодхисаттв запрещал.

      Про последнюю трапезу — дискуссионный вопрос.

      Удалить
    2. А как же в Тибете последователи бодхисатт едят мясо, не задумывались? Тот же Далай-лама?

      **Про последнюю трапезу — дискуссионный вопрос.**

      Не дискуссионный. Смотрите например Милиндапаньху.

      Удалить
    3. Задумывался.
      Едят. Но никто не считает это правильным, и как минимум на 1 месяц в году практически все отказываются от мяса.

      Удалить
    4. В общем то из этого проблем не делают. Просто читают мантру над животным, чтобы отправить его сознание в дэвачен

      Удалить
    5. "Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знайте же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого" (Будда Шакьямуни “Дхаммапада»).

      Удалить
  2. Бханте Топпер, выразил версию мясоядства согласно Палийскому Канону.
    Однако в Махаяне же существуют разные взгляды на этот счет.
    Очень советую прочесть вот эту книгу: "Пища Бодхисаттв"
    (http://narod.ru/disk/53850500001.33e3b37732a31055b5ecbc90d176c1bc/PB.zip.html)
    Мой общий совет такой: если у вас есть возможность не есть мясо - лучше не кушайте (и тело будет здоровее, ум яснее) . Если такой возможности у вас нет, то кушая животных, памятуйте о всех страданиях сансары (в частности о тех страданиях которые пришлись на этих убитых животных).

    ОтветитьУдалить
  3. Подписываюсь под:
    "Для того, кто хоть сколько-нибудь серьезно начал изучать и практиковать буддизм вопрос о том греховно есть мясо или нет не стоит".
    Я отказалась от мяса потому, что однажды осознала, какие страдания предваряет момент появления на моем столе животной пищи (будь то промышленное скотоводство или охота). А быть причастной к причинению страданий, даже косвенно, покупая мясо в магазине, мне совсем не хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению здесь я неправ. Например, Топпер являясь буддийским монахом берет на себя ответственность утверждать, что Будда не признавал причинно следственной связи между потреблением мяса и убийством животных. Учитывая то, что в других вопросах он обычно проявляет эрудицию,логику и здравый смысл я склонен считать, что буддисты будут есть мясо(далеко не все, конечно) пока не будет о единодушного и громкого запрета сверху.
      Хотя если даже Его Святейшество Далай-лама вынужден есть мясо - встанет еще вопрос как быть тем, кто не может обходиться без животной пищи. Но таких людей мало.

      Удалить
  4. Поделюсь своим опытов в данном вопросе.

    Последние несколько лет я редко (от силы несколько раз в месяц) ел мясо, но частенько ел рыбу. Перепробовав массу диет и регулярно практикуя я созрел для того, чтобы совсем от них отказаться. И вот с начала этого года я считанные разы ел мясо или рыбу и то, когда отказываться было неразумно по множеству причин. Сейчас я смотрю на мясо и вижу... карму животных. И, конечно, я не хочу даже косвенно поддерживать их убийство своим потреблением мертвых тушек в пищу. Так я считал и, по-прежнему считаю. С одной стороны.

    С другой стороны, мне посчастливилось побывать в конце июля на ретрите драгоценного учителя Намкая Норбу Ринпоче, что проходил в подмосковном центре Северный Кунсангар. Там, в один из дней, он проводил Ганапуджу. Это особая практика, целью которой является принесение пользы живым существам путем создания причин для их просветления. Причем внешняя его часть состоит в... поедании нескольких видов мяса и даже употреблении вина. Про алкоголь здесь я распространятся не буду, это отдельная тема для обсуждения. Но что касается мяса, то сам драгоценный Ринпоче объяснял это так. Он говорил, что производство любой пищи, будь то зерно, из которого делается все мучное, овощи, фрукты и т.д... связано с убийством бесчисленного множества живых существ. Чтобы что-то вырастить, нужно вскопать землю, при этом гибнем очень много существ. Чтобы защитить урожай от вредителей... вы поняли. В любом случае, говорит он, все что вы едите сопряжено со смертями множества живых существ, прямо или косвенно. Так что, поедая овощи и фрукты, глупо тешить себя мыслью, что это какая-то "чистая пища", и никто не погиб пока она попала к вам на стол. Это первое.
    Второе - это глубокое понимание того, что, чтобы обрести рождение в свободном состоянии, к примеру корове, нужны причины. До тех пор пока их не накопится достаточное количество, корова вновь и вновь будет рождаться коровой. А как же корове создать эти причины? Сама она это сделать не в состоянии. И как раз правильным, мудрым отношением к поеданию (речь про, желательно, поедание ее тела находясь в природе ума) накапливаются эти причины. Поэтому, он утверждал, что мудрые едят мясо исходя из великого сострадания к существами попавшим в несвободные состояния. Иначе им самим от туда никак не выбраться. Если же подобная мотивация и видение недоступны, разумно будет, опять же из сострадания, ограничить себя в мясе и рыбе. Но не сильно обольщаться по этому поводу, все равно любая пищи связана со множеством смертей.

    Что же в итоге? В итоге каждый должен сам для себя решить, как он может принести больше пользы. Это ведь главное, не так ли?
    Не забывайте, что даже монахи употребляют мясо. Это полезно помнить особо увлеченным вегетарианством (как я, к примеру).
    Тем же, кто питает сильную привязанность к мясу, я желаю поскорей от этого отойти.

    ОтветитьУдалить
  5. На данной фотографии Билл Перл еще мясоед (по-моему, здесь ему 35). Вегетарианцем он стал чуть позже из-за серьезных проблем со здоровьем. Да, при переходе на вег.питание в форме не потерял, да, еще добивался успехов в спорте, но это не 100% вегетарианец-атлет.

    ОтветитьУдалить
  6. "Не поленитесь пройти по ссылке и самостоятельно изучить слова Будды. Ваши сомнения будут развеяны."
    Не поленился и прочитал, но не на ВАШЕМ сайте, а в другом месте. Так вот, глава 8 называется The Attainment of Self- Realisation и слово "мясо" там нигде не упоминается (в смысле НИГДЕ в Ланкаватара сутре!) и вообще содержание главы совсем другое, так что не надо "сочинять" того, чего нет с целью пропаганды своей позиции!!! Кстати, «Ланкаватара сутра» признаётся и почитается также и во многих школах Махаяны, включая тибетский и дальневосточный буддизм. Рацион тибетских монахов состоит в основном из мясных блюд, т.к. в высокогорных регионах Гималаев трудно выращивать достаточное для пропитания количество овощей.
    Автор, будьте честны с людьми! Не нарушайте пять буддийских заповедей!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Традиция Тхеравады считает, что последним обедом Будды перед уходом в паринирвану была свинина. Вот и делайте вывод!

    ОтветитьУдалить
  8. В амагандха-сутре Будда даёт подробный ответ вегетарианцам:
    "Разрушение жизни живых существ, убийство и заклание, удавление и похищение, ложные речи, обман и обольщение, недостойное слово и прелюбодеяние, – вот что оскверняет человека, а не скоромная (т.е. мясная) пища.

    Необузданность в плотских наслаждениях, жадность к сладостям жизни, близкие связи с нечистыми, несправедливость и неуверенность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    Жестокость и грубость, клевета и предательство, безжалостность и надменность, оставление других людей без помощи, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    Гордость, пустосвятство и пьянство, лесть, зависть и высокомерие, несправедливость, спесь и надменность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    Зло и недобросовестность, лживость и двуличие, душевная низость и греховность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    Необузданность в отношениях к другим существам, оскорбление благодетелей, злоба и хитрость, жестокость и непочтительность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    Зависть, враждебность, поношение, – вот что оскверняет человека, вот что оскверняет его, привязанного здесь к греху и после смерти идущего во тьму, вниз головою летящего в бездну.

    Ни нагота, ни бритье головы, ни грязь, ни нечистота тела, ни пост, ни рыбная пища, ни заплетение волос в косы, ни обильные приношения, ни возжигания жертвенных огней, ни многое покаяние, ни наблюдение за временами года – не очистят смертного, не постигшего Вечной Дхармы.

    Чистый в чувствах, охраненный во впечатлениях, твердо опираясь на Дхарму, шествует Мудрый, радуясь тому, что прекрасно и праведно: разрушив все узы (асава), далеко за собой оставив всякое страдание, он никогда не привяжется вновь ни к чему видимому и слышимому."

    ОтветитьУдалить